МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И. П. ПАВЛОВА О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Главная » История медицины » МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И. П. ПАВЛОВА О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
 

В неразрывной связи с развитием профилактического направления находится физиологическое направление медицины в СССР, преемственно связанное с развитием передовых физиологических воззрений И. М. Се­ченова, С. П. Боткина, Н. Е. Введенского, получивших дальнейшее раз­витие в физиологическом учении И. П Павлова.Великий русский физиолог И. П. Павлов (1849—1936) создал ма­териалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и че­ловека, являющееся естественнонаучной основой медицины социалистиче­ского общества. Он разработал новые принципы физиологического иссле­дования, обеспечивающего познание организма как единого целого, нахо­дящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой.

В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882 г.) И. П. Павлов занимался преимущественно изучением физиологии сер­дечно-сосудистой системы. В диссертации «Центробежные нервы сердца» в 1883 г. он впервые показал на сердце теплокровного животного суще­ствование нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. И. П. Павлов предположил, что открытый им усиливающий нерв оказывает влияние на сердце путем изменения обмена веществ в сердеч­ной мышце. Развивая эти представления, он в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы. В этот же период И. П. Павлов : исследовал нервные механизмы регуляции кровяного давления. Уже в этих работах проявилось высокое мастерство и новаторский подход его к проведению эксперимента. И. П. Павлов отказался от традиционных а(стрых опытов и, как указано выше (стр. 254), отметил недостатки острого вивисекционного физиологического опыта.Несколько лет И. П. Павлов посвятил созданию новых методов, но­вых приемов «физиологического мышления», разработал специальные опе­рации на органах пищеварительного тракта и ввел в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищевари­тельного аппарата на здоровом животном.

В 1897 г. И. П. Павлов подвел итоги работ по физиологии пищева­рения и опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская  премия.

Изучение связей организма с окружающей средой, осуществляемых при помощи нервной системы, изучение закономерностей, определяющих нормальное поведение организма в его естественных отношениях с окру­жающей средой, обусловили переход И. П. Павлова к исследованию функ­ций больших полушарий головного мозга. И. П. Павлов назвал безуслов­ным рефлексом постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма, а связь временную, образующуюся в течение индивидуальной жизни,— условным рефлексом. И. П. Павловым был от­крыт механизм связи нервной системы с факторами внешнего мира — механизм условных рефлексов. До метода условных рефлексоз И. П. Пав­лова кора больших полушарий головного мозга, орган сложнейших про­цессов мышления, оставалась областью, недоступной для физиологии.

Павловское определение роли головного мозга явилось дальнейшим развитием принципа нервизма, который ранее разрабатывали передовые представители отечественной медицины Е. О. Мухин, И. Е. Дядьковский, И. М. Сеченов и С. П. Боткин. Сам И. П. Павлов характеризовал прин­цип нервизма как «физиологическое направление, стремящееся распро­странить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма» \

В течение многих лет И. П. Павлов с многочисленными сотрудни­ками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Постепенно вскрывались тонкие механизмы деятельности коры головного мозга, вы­яснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижеле­жащими отделами нервной системы, изучались процессы возбуждения и торможения в коре. И. П. Павлов установил, что эти процессы нахо­дятся в тесной и неразрывной связи друг с другом, способны концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по И. П. Павлову, вся анализаторная и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Открытием рефлекторных механизмов пищевари­тельной системы и механизмов высшей нервной деятельности И. П. Пав­лов совершил переворот во взглядах на физиологические явления и за­ложил основы материалистической физиологии, дающей возможность соз­нательно управлять как нормальными, так и патологическими явлениями в организме.

Наибольшего расцвета творчество И. П. Павлова достигло после Великой Октябрьской социалистической революции. Коммунистическая партия и Советское правительство оказывали И. П. Павлову поддержку, окружая его вниманием и заботой. В 1921 г. за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров о создании условий, обеспечивающих научную работу И. П. Павлова. Позднее для И. П. Павлова по его планам была организована биологическая станция в селе Колтуши (ныне поселок Павлово) под Ленинградом, ставшая, по выражению И. П. Павлова, «столицей условных рефлексов».

После Великой Октябрьской социалистической революции работы И. П. Павлова приобрели новые характерные черты. В своих книгах «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятель­ности (поведения) животных. Условные рефлексы», изданной впервые в 1923 г., и «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927) И. П. Павлов подвел итоги многолетних исследований и дал полное систематическое изложение учения о высшей нервной деятельно­сти. С 1918 г. И. П. Павлов проявил большой интерес к вопросам пси­хиатрии, стремился подвести физиологические основы под сущность раз­личных психических нарушений.

Еще ранее он выделил четыре типа высшей нервной деятельности собак. Позднее он приступил к выяснению условий формирования типов, влияния закономерностей, наследования различных нервных типов в ин­дивидуальном развитии животных. Высказанная И. П. Павловым еще в 1913 г. мысль о наследовании условных рефлексов была эксперимен­тально проверена на различных животных на биологической станции в Колтушах. И. П. Павлов поставил задачу вскрыть закономерности эво­люции высшей нервной деятельности и показать ведущее значение факдителей в процессе взаимодействия их с условиями существования.

С помощью метода условных рефлексов он установил закономерности деятельности больших полушарий головного мозга (высшей нервной дея­тельности), складывающиеся из взаимодействия основных процессов возбуждения и торможения. Помимо этих закономерностей, общих у жи­вотных и человека, И. П. Павлов открыл специфические особенности высшей нервной деятельности человека. Эти свойственные только чело­веку особенности он объединил в понятие о второй сигнальной системе, или системе человеческой речи и человеческого отвлеченного, абстракт­ного мышления. Изучая качественные отличия высшей нервной деятель­ности человека по сравнению с животными, И. П. Павлов выдвинул уче­ние о двух сигнальных системах действительности: первой — общей у че­ловека и животных, и второй — свойственной только человеку. Вторая сигнальная система, находясь в неразрывной связи с первой, обеспечи­вает у человека образование слов «произносимых, слышимых и видимых». Слово является для человека сигналом сигналов и допускает отвлечение и образование понятий. При помощи второй сигнальной системы осуще­ствляется высшее человеческое отвлеченное мышление.

В последний период своей деятельности И. П. Павлов остро ставил общетеоретические проблемы, подчеркивал значение учения о высшей нервной деятельности как оружия борьбы против идеализма. И. П. Пав­лов верил в силу науки и страстно боролся против агностицизма, идеа­лизма и метафизики. На съездах, в докладах, статьях и выступлениях И. П. Павлова на его знаменитых средах получила отражение его непри­миримая и резкая критика высказываний многих ученых, отступавших от материализма.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности явилось одним из величайших достижений современного естествознания и имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно расширяет естественнонауч­ную основу диалектического материализма, подтверждает положения ле­нинской теории отражения и служит могучим оружием в идеологической борьбе с проявлениями идеализма. Созданное И. П. Павловым учение полностью подтверждает основные положения диалектического материа­лизма о том, что материя является источником ощущений, что сознание, мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, а именно продукт мозга. И. П. 'Павлов ясно пока­зал, что все процессы жизнедеятельности животных и человека находятся в неразрывной связи и взаимозависимости, движении и развитии, что они подчинены строгим объективным законам. Он подчеркивал не­обходимость познания этих законов для того, чтобы научиться управ­лять ими.

Учение И. П. Павлова содействовало укреплению диалектико-материалистического мировоззрения пролетариата. В постановлении советского правительства от 24 января 1921 г. были отмечены «совершенно исклю­чительные научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира». Учение И. П. Павлова имеет значе­ние для биологии, психологии, педагогики, физического воспитания и для разных разделов медицины, для теоретических, клинических и гигиени­ческих медицинских дисциплин. Оно теоретически подкрепляет профилак­тическое направление медицины. И. П. Павлов придавал большое значе­ние гигиене. «Общеизвестно,— говорил он в 1899 г.,— что этиология — самый слабый отдел медицины. И в самом деле, разве обыкновенно при­чины болезни не закладываются и не начинают действовать в организме раньше, чем больной делается объектом медицинского внимания? А зна­ние причин; конечно, существеннейшее дело медицины. Во-первых,— и это еще важнее — можно не допустить ее до действия, до вторжения в орга­низм. Только познав все причины болезней, настоящая медицина превра­щается в медицину будущего, т. е. гигиену в широком смысле слова».

Учение И. П. Павлова оказало определяющее влияние на медицину, клинику, практику. И. П. Павлов дал образцы приложения своего учения к решению вопросов патогенеза некоторых болезней и лечения их. Экскур­сия физиолога в область клиники началась с попыток его расшифровать механизм развития некоторых заболеваний. На знаменитых средах в пси­хиатрической и неврологической клиниках И. П. Павлов показал образцы глубокого теоретического анализа и физиологического толкования клини­ческих явлений.

В 1950 г. состоялась Объединенная научная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященная проблемам физиологического учения И. П. Павлова. Сессия имела принципиальное значение для развития медицины в СССР не только с точки зрения критики теорий и взглядов, тормозивших ее развитие, но главным обра­зом с точки зрения признания физиологического учения И. П. Павлова как нового этапа в медицине. Сессия явилась новой важной вехой в раз­витии физиологии. В докладах и выступлениях на сессии было показано, что учение И. П. Павлова является широкой научно-практической базой Для творческого развития физиологии и медицины.

Учение И. П. Павлова служит одной из прочных естественнонаучных основ марксистско-ленинской теории познания и естественнонаучной осно­вой советской медицины. В резолюции Объединенной сессии записано: «Выдающиеся научные достижения И. П. Павлова, установившие об­условленность всех форм жизнедеятельности сложных организмов, в том числе и психической деятельности, условиями существования, выдвинули нашу отечественную физиологию на первое место в мире и открыли широ­кие горизонты для ее дальнейшего развития. Они создали твердый, есте­ственнонаучный фундамент для перМ грошей медицины и психологии на научных началах, дали много ценного для педагогики и физического вос­питания и могут дать много ценного для учения о языке.

Открытие И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности как величайшее достижение современной науки о мозге, является могу­щественной естественнонаучной основой материалистического мировоззре­ния, грозным оружием нашей идеологической борьбы со всеми проявле­ниями идеализма и мракобесия».