МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Главная » История медицины » МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
 

Феодальный строй установился в различных странах мира в разные исторические сроки. Этот процесс перехода от рабовладения к феодализму протекал в специфических для каждой страны формах. Так, в Китае это произошло около III—II века до н. э., в Индии — в первые столетия на­шей эры, в Закавказье и Средней Азии в IV—VI веках, в странах Запад­ной Европы — в V—VI веках, в России — в IX веке.

Падение Западной Римской империи в 476 г. н. э. представляет для Западной Европы историческую грань между рабовладельческой форма­цией и пришедшей ей на смену новой формацией — феодальной, между так называемой древностью и средними веками. Средневековье—эпоха фео­дальных, или крепостнических, отношений охватывает 12—13 веков.

При феодализме существовало два основных класса: феодалы и зави­симые крепостные крестьяне. Впоследствии с ростом городов усилился слой городских ремесленников и купцов —будущее третье сословие, буржуазия. Между двумя основными классами феодального общества на протяжении всего средневековья шла непрекращающаяся борьба.

Феодальный строй Франции, Германии, Англии прошел три стадии. Первая стадия феодализма (с V по X—XI в.)—раннее средневековье-следовала непосредственно за падением рабовладельческого строя в Риме в результате восстания рабов и вторжения «варваров».

Прогрессивные черты феодального строя сказались не скоро. Новые формы общественной жизни складывались медленно. Кельтские и герман­ские племена, победившие рабовладельческие государства, принесли с со­бой пережитки родового строя с его экономическими и культурными чер­тами, прежде всего с натуральными формами хозяйства. Переход от античного мира к средневековью в Западной Европе был связан на пер­вых порах с глубоким экономическим и культурным упадком. В раннем средневековье преобладало натуральное хозяйство. В странах Западной Европы в течение ряда веков отмечался упадок науки.

Во второй стадии феодализма в Западной Европе (приблизительно с XI по XV век) — в развитом средневековье — с ростом производитель­ных сил росли города — центры ремесла и торговли. Ремесленники в горо­дах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с натуральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарно-денежные отношения. Развивалась и росла тор­говля внутри страны и между странами.

Вся духовная культура средневековья находилась под гнетом церков­ной идеологии, утверждавшей божественную неизменяемость существую-

Привратник средневекового города не разрешает вход «прокаженным».

щего классового порядка и угнетения. «Мировоззрение средних веков было по преимуществу геологическим... церковь являлась наивысшим обобще­нием и санкцией существующего феодального строя» . Блаженный Авгу­стин в IV веке выставил характерное в этом отношении положение: «Авто­ритет священного писания выше всех способностей человеческого разума». Официальная церковь боролась против ересей — попыток критически от­носиться к священному писанию и церковным авторитетам. В этих ересях находил отражение социальный протест крестьян и горожан. Для подав­ления ересей в конце этого периода в католических странах Западной Европы был создан особый орган — инквизиция. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышле­ния. Юриспруденция, естествознание, философия — все содержание этих наук приводилось в соответствии с учением церкви .В эпоху средневе­ковья науку считали служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы, установленные верой.

В X—XII веках доминирующей формой философии в'Западной Ев­ропе стала схоластика. В XIII веке схоластика достигла своего расцвета. Смысл схоластики заключался в обосновании, систематизации и защите официальной церковной идеологии путем искусственных формалистических логических ухищрений. Классовое значение схоластики заключалось в оп­равдании феодальной иерархии и религиозной идеологии в целях жесточайшей эксплуатации трудящихся и удушения прогрессивной мысли.

Схоластика исходила из того положения, что все возможные знаниями уже даны либо в священном писании, либо в творениях   отцов   церкви..

Философской основой средевековой науки являлось в первую оче­редь учение Аристотеля, в значительной мере искаженное и поставленное на службу богословию. В средние века Аристотель был канонизирован' схоластической наукой, его называли «предтечей Христа в объяснении! природы». Космогония и физика Аристотеля оказались чрезвычайно удоб­ными для учений богословов. В. И. Ленин говорил об Аристотеле, что.

Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерио. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX века. В Западной Европе университеты представляли сначала частные объединения учащих и уча­щихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII—XIII веках появились университеты в Болонье, Мои-пелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке — в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех фа­культетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контро­лировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должно­сти, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области меди­цины таким официально признанным античным автором был прежде все­го Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений

Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой по­лучили отражение его мате­риалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь под­тверждать правильность уче ния признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Коммея-тарии к произведениям того или иного авторитетного пи­сателя были основным видом средневековой научной лите­ратуры. Естествознание и ме­дицина питались не экспери­ментами, а изучением тек­стов—Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что ес­ли бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы при­знать это истиной».

Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоласти­ческими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, Ибя-Сины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заклю­чались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведен­ной напамять. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием из­вестного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, мно­гие комментировали Галена.

В XIII—XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительны­ми заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарство­ведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находи­ли место и такие, применение которых основывалось на отдаленном срав­нении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на вооб­ражение или удовлетворяли прихоти богатых классов.

Для медицины средних веков характерны сложные лекарственные прописи. Фармация была непосредственно связана с алхимией. Число ча­стей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также сред­ством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихора­док. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в Другие страны (Венеция, Нюрнберг), изготовление этих средств производилось публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и пригла­шенных лиц.

Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI веке н. э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, следы которых дошли до нас, проводились с XIII века. В 1231 г. импера­тор Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание вся­кому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет. Время от времени некоторым университетам разре­шалось производить вскрытие трупов. Медицинский факультет в Мон-пелье в 1376 г. получил разрешение вскрывать трупы казненных; в Вене­ции в 1368 г. было разрешено производить одно вскрытие в год.'В Праге регулярные вскрытия начались лишь в 1400 г., т. е. через 52 года после открытия университета. Венский университет получил такое разрешение с 1403 г., но за 94 года (с 1404 г. по 1498 г.) там было произведено все­го 9 вскрытий. В Грейфсвальдском университете первый человеческий труп был вскрыт спустя 200 лет после организации университета. Вскры­тие обычно производил цирюльник. Во время вскрытия профессор-теоретик читал вслух на латинском языке анатомическое сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями.

В 1316 г. Мондино де Луччи составил учебник по анатомии, пытаясь заменить ту часть первой книги «Канона врачебной науки» Ибн-Сины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анато­мические познания Мондино черпал из плохого, полного ошибок перевода арабской компиляции сочинения Га­лена. Более двух веков книга Мон­дино оставалась учебником по ана­томии.

Только в Италии в конце XV— XVI веков вскрытие человеческих трупов в целях преподавания анато­мии    стало более частым явлением.

Среди средневековых универси­тетов Западной Европы Салернский и Падуанский играли прогрессивную роль и менее других испытывали влияние схоластики-

Уже в древности римская коло­ния Салерно, лежавшая к югу от Неаполя, была известна своим це­лебным климатом. Приток больных, естественно, привел к сосредоточе­нию здесь врачей. В начале VI века в Салерно проводились собрания для чтения произведений Гиппократа, позднее, в IX веке, в Салерно была создана медицинская школа, прооб­раз университета, возникшего в XI веке. Преподавателями в Салернской школе были люди разных национальностей. Преподавание заключалось в чтении сочинений греческих и римских, а позднее арабских писателей и в толковании прочитанного. Широкой известностью в средние века в Запад­ной Европе пользовался «Салернский санитарный регламент», популярный сборник правил индивидуальной гигиены, который был составлен в XI ве­ке в стихотворной форме на латинском языке и неоднократно издавался.

Отличавшийся от большинства средневековых университетов Падуан­ский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей и из Испании от преследовании католической церковной реакции. В XVI в- он стал центром передовой ме­дицины.

Средние века на Западе и на Востоке характеризуются новым явле­нием, не известным древнему миру в подобных размерах, — крупными эпи­демиями. Среди многочисленных эпидемий средних веков особенно тяже­лую память о себе оставила «черная смерть» в середине XIV века — чума с присоединением к ней других болезней. Историки на основании данных летописей, церковных записей о погребениях, городских хроник и других Документов утверждают, что многие крупные города опустели. Эти опу­стошительные эпидемии сопровождались разрухой во всех областях хозяй­ственной и общественной жизни. Развитию эпидемий способствовал ряд Условий: возникновение и рост городов, отличавшихся скученностью, тес­нотой и грязью, массовые передвижения огромного количества людей— т.к. называемое великое переселение народов с Востока на Запад, позднее большое военно-колонизационное движение в обратном направлении — так называемые крестовые походы (восемь походов за период с 1096 по '291 г.). Эпидемии средних веков, как и заразные болезни древности, опи­сываются обычно под обобщающим наименованием «мор» loimos (дословно «чума»). Но, судя по сохранившимся описаниям, чумой (мором) называли различные заболевания: чуму, тифы (в первую очеред сыпной), оспу, ди­зентерию и др.; нередко бывали смешанные эпидемии.

Широкое распространение проказы (под этим названием также скры­вался ряд других кожных поражений, в частности сифилис) во время крестовых походов обусловило образование ордена св. Лазаря для призре­ния прокаженных. Отсюда и убежища для прокаженных получили наиме­нование лазаретов. Наряду с лазаретами возникли убежища и для других заразных больных.

В крупных портовых городах Европы, куда на торговых судах зано­сились эпидемии (Венеция, Генуя и др.), возникли особые противоэпиде­мические учреждения и мероприятия: в прямой связи с интересами торгов­ли были созданы карантины (дословно «сорокадневие» — срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов); появились особые порто­вые надзиратели — «попечители здоровья». Позднее, также в связи с эко­номическими интересами средневековых городов, появились «городские врачи», или «городские физики», как их называли в ряде европейских стран; врачи эти выполняли в основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов были опубликованы специальные правила — рег­ламенты, имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней; известны лондонские, парижские, нюрнберские правила этого рода.

Для борьбы с широко распространенной в средние века «проказой» были выработаны специальные меры, как то: изоляция «прокаженных» в ряде стран в так называемые лазареты, снабжение «прокаженных» ро­гом, трещоткой или колокольчиком для сигнализации издалека во избежа­ние соприкосновения с ними здоровых. У городских ворот привратники осматривали входящих и задерживали подозрительных на «проказу».

Борьба с заразными болезнями способствовала и проведению некото­рых общесанитарных мероприятий—

в первую очередь по обеспечению городов доброкачественной питьевой водой. К числу древнейших в средне­вековой Европе санитарных сооружений относятся водопроводы древне­русских  городов.

Вслед за первыми больницами на Востоке—Кесарии и др. возникли стационары и в Западной Европе. К числу первых больниц, точнее, бога­делен, на Западе принадлежали Лионский и Парижский «Отель дье»—дом божий (они были заложены: первый — в VI веке, второй — в VII веке), затем больница Варфоломея в Лондоне (XII век) и др. Чаще всего боль­ницы устраивали пои монастырях.

Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распро­странению католицизма. Врачебная помощь населению наряду с миссио­нерской и военной деятельностью монахов входила составной частью в комплекс мероприятий, осуществлявшихся католической церковью при завоевании феодалами новых территорий и народов. Орудием католической экспансии наряду с крестом и мечом служили целебные травы. Монахам предписывалось оказывать врачебную помощь населению. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и вра­чебная 'специализация, хотя среди них, несомненно, были искусные ле­кари. Монастырские больницы служили практическими школами для вра­чей-монахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, мо­литвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых» и т. п., они тормо­зили развитие научной медицины.

Из отраслей практической медицины в средние века в связи с много­численными войнами развилась хирургия. Хирургией в средние века занимались не столько врачи, окончившие медицинские факультеты, сколь­ко практики — костоправы и цирюльники. Наиболее полное обобщение опыта средневековой хирургии дал в XVI веке родоначальник хирургии.

Третья стадия феодализма (XVI—XVII века) в Западной Европе была периодом его упадка и разложения, сравнительно быстрого развития товарно-денежного хозяйства и затем зарождения в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя пе­реход к следующей общественно-экономической формации—капитализму.