ОТРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ МЕДИЦИНЫ ЭПОХИ СОЦИАЛИЗМА В ЗАДАЧАХ И УСПЕХАХ ГЛАВНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН В СССР

Главная » История медицины » ОТРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ МЕДИЦИНЫ ЭПОХИ СОЦИАЛИЗМА В ЗАДАЧАХ И УСПЕХАХ ГЛАВНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ДИСЦИПЛИН В СССР
 

В научно-исследовательской деятельности в области медицины в СССР первостепенное значение придается проблемам и темам, непосред­ственно связанным с профилактикой. Осуществление профилактики на практике связано с развитием медицинской науки и прежде всего с успе­хами дисциплин, выявляющих причины заболеваний и разрабатывающих средства их устранения.

Развитие гигиенических наук. Наиболее ярко особенности медицины эпохи социализма проявились в развитии гигиенических наук в СССР. Основное профилактическое направление советской медицины способство­вало успешному и быстрому развитию гигиены, микробиологии и эпиде­миологии. Развивая традиции гигиены и общественной медицины в Рос­сии, гигиенисты и санитарные работники СССР с первых лет установле­ния советской власти рассматривали гигиенические исследования и пре­образование окружающей человека среды в неразрывной связи с дея­тельностью единого целостного человеческого организма. Уделяя большое внимание санитарно-техническим исследованиям, они не сводили сущ­ность гигиены к изучению изолированных факторов внешней среды. Полу­чающий все большее распространение в гигиене эксперимент был направ­лен не только на анализ факторов внешней среды, но имел целью выяв­ление влияния этих факторов на человеческий организм и коллектив Руководящей линией гигиены стала доктрина профилактического и фи­зиологического направлений медицины в СССР, исходящая из представ­лений о целостности организма и единства организма и среды.

Для гигиенических наук в СССР характерна связь не только с физикой, химией и техникой, на основе которых осуществляются санитарно-гигиенические исследования, с широким применением статистического ме­тода, но особенно с физиологией, методы исследования и теоретические обобщения которой составляют важную часть и основу во многих отрас­лях гигиены. Задача гигиены в СССР — изучение внешней среды с целью ее оздоровления как важнейшего средства предупреждения заболеваний и создания условий для продления активной жизни (активного долголе­тия)— успешно реализовалась представителями различных отраслей ги­гиенической науки.

Ранее единая гигиена претерпела дифференциацию: выделились со­циальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детского воз­раста, коммунальная гигиена, эпидемиология.

В 1913 г. В. И. Ленин гениально предвидел, что прогресс техники при социализме «сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лабо­ратории» * Гигиенисты в СССР в условиях государственного характера медицины столкнулись с насущной необходимостью всестороннего изуче­ния социальных факторов внешней среды и как следствие этого с разра­боткой массовых государственных мероприятий, направленных на иско­ренение неблагоприятных социальных условий и вредных физических факторов  внешней среды.

Наиболее существенным практическим результатом деятельности гигиенистов СССР были различные стандарты и нормативы: промышлен­ного и коммунального строительства, оценки качества питьевой воды, продуктов питания, предельно допустимых концентраций ядовитых ве­ществ. Гигиенисты участвовали в разработке планировки новых городов, промышленных предприятий, совхозов и колхозов, проектировании водо­снабжения и канализации, в подготовке законодательства по санитарной охране водоемов, воздуха и почвы от загрязнений. На фабриках и заво­дах гигиенисты активно принимали участие в осуществлении мероприятий по охране труда, технике безопасности, способствовали снижению трав­матизма в промышленности и сельском хозяйстве.

Большое развитие в СССР получили микробиология и эпидемиоло­гия. Изучены новые и малоизвестные инфекционные и паразитарные за­болевания. Исследования возбудителей заболеваний и особенностей тече­ния патологических процессов и разработка профилактических и лечебных мероприятий, системы борьбы с насекомыми — переносчиками возбудите­лей инфекционных заболеваний, производство в массовом масштабе вак­цин, сывороток и антибиотиков на фоне оздоровления внешней среды обеспечили в СССР успешную борьбу с инфекционными и паразитарными заболеваниями.

Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев и др. способствовали научной раз­работке проблем социальной гигиены: вопросов демографии, санитарной статистики, организации здравоохранения, ^диспансеризации, медицин­ского обслуживания городского и сельского населения. Н. А. Семашко и 3. П. Соловьев выступали против реакционных теорий здравоохране­ния и медицины. Работники социальной гигиены в СССР сыграли круп­ную роль в перевоспитании врачей в духе марксистско-ленинского миро­воззрения, в борьбе за становление профилактического направления в ме­дицине, в осуществлении синтеза лечебной и профилактической меди­цины, в привлечении клиницистов к проблемам социальной и профессио­нальной патологии.

В числе многочисленных школ гигиенистов СССР особенно известны школы Г. В. Хлопина, работы которого бь*ли посвящены проблемам экспериментальной, коммунальной и профессиональной гигиены, А. Н. Сысина и А. Н. Марзеева, среди многочисленных трудов которых первое место занимали исследования в области коммунальной гигиены, в част­ности планировки и реконструкции городов, сел и др., С. И. Каплуна и В. А. Левицкого, исследования которых были направлены главным образом на решение проблем гигиены труда. А. В. Мольков и Д. Д. Бе-карюков дали направление исследованиям в области гигиены детского возраста.

Изучение проблем гигиены питания было тесно связано с витамино­логией, физиологией питания и биохимией.

Прогрессивные воззрения эволюцион­ной биологии, физиологического направле­ния в медицине, творческое положение диалектического материализма составили основу для успешного решения многих общих проблем микробиологии и эпидемиологии (изменчивость микроорга­низмов, иммунитет, теория эпидемиологи­ческого процесса), так и в разработке а пропаганде практических мероприятий по борьбе с инфекционными и паразитарными заболеваниями крупную роль сыграли Л. А. Тарасевич, Н. Ф. Гамалея, Д. К. За-болотный. Е. И. Марциновскнй, Е. Н. Пазловский, К. И. Скрябин и их многочислен­ные ученики и последователи.

В СССР были описаны и изучены но­вые формы инфекционных заболеваний, геморрагические лихорадки (крымская, омская), лептоспирозная лихорадка, кле­щевые возвратные тифы и т. п. Изучены этиология, патогенез, клинические прояв­ления, распространенность   эпидемических

сезонных энцефалитов. Е. Н. Павловским разработано учение о природных очагах трансмиссивных заболеваний. Комплексные исследования микробио­логов, эпидемиологов и клиницистов позволили детально изучить многие инфекционные процессы и создать действенные средства для их предуп­реждения и лечения.

Совместные усилия гигиенистов, санитарных работников, микробиоло­гов и эпидемиологов наряду с проводимыми Советским государством ши­рокими оздоровительными мероприятиями и повышением материального уровня жизни населения явились одним из эффективных факторов в борь­бе за резкое снижение инфекционных и паразитарных заболеваний з СССР и за ликвидацию некоторых из них.

Развитие физиологических наук. Для советской физиологии характер­ны следующие черты: рассмотрение организма как единства физического и психического и как единства внутренней среды организма с внешней сре­дой, рассмотрение физиологии человека с позиций нервизма, широкое применение хронического физиологического эксперимента и метода услов­ных рефлексов. Советские физиологи в своей деятельности испытывали влияние учения И. П. Павлова. Широкое признание получили основные принципы павловского учения: нервизм, целостность организма, физиоло­гическое, функциональное направление в клинике, единство человека и социальной среды.

Из учеников И. П. Павлова Л. А. Орбели (1882—1958) проводил исследование по эволюционной физиологии, по физиологии и патологии вегетативной нервной системы, создал теорию адаптационно-трофического влияния этой системы и особенно ее симпатического отдела «а функции различных органов и тканей.

К. М. Быков (1886—1959) применил метод условных рефлексов к из­учению внутренних органов и доказал ведущую роль головного -мозга в регулировании внутренней среды организма через рефлекторный ме­ханизм.И. П.  Разенксв  (1888—1954)  продолжал  исследования  И.  П.  Пав­лова по физиологии пищеварения и применил    физиологическое   учение.И. П. Павлова к решению проблемы физиологии и гигиены труда в усло­виях производства.

Школы Н. Е. Введенского (1853—1922) и А. А. Ухтомского (1875—1942) установили единую природу нервных процессов возбужде­ния и торможения. А. А. Ухтомский сформулировал принцип доминанты как рабочий принцип нервных центров.

Развитие патологии. Следуя прогрессивным традициям прошлого, патологи в СССР развивали физиологическое направление в медицине. Отдавая должное научным заслугам Вирхова в решении важных вопросов патологии и особенно патологической анатомии, советские врачи в своем большинстве не разделяли основных положений целлюлярной патологии. Встретившая возражения со стороны передовых отечественных ученых уже в момент ее появления (Е. Ф. Аристов, И. М. Сеченов, Н. И. Пиро­гов- й др.) целлюлярная патология Вирхова получила отпор со стороны советских ученых. Серьезной критике теория Вирхова и взгляды его последователей были подвергнуты в 1950 г. на Объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвящен­ной проблемам физиологического учения И. П. Павлова.

Для советских •патологов характерны: переход от патологической анатомии органа к патологической анатомии болезни и клиническо-ана-томическое направление. В многочисленных работах изучались патологи­ческие изменения при инфекционных болезнях, туберкулезе, новообразо­ваниях, ревматизме, аллергии. Характерной особенностью являлось стремление выяснить особенности патогенеза болезней.

Н. Н. Аничков создал теорию атеросклероза как проявления нару­шении липоидного, в частности холестеринового обмена. А. А. Богомолец (1881 —1946) разработал учение о роли так называемой физиологической системы соединительной ткани, активно участвовал в разработке проблем гематологии и переливания крови, аллергии, старения. Идеи нервизма, обоснованные и развитые физиологами, были при­менены в исследованиях патологов ей Погашены ими. Патологи подтвер­дили справедливость взглядов И. П. Павлова о роли центральной нерв­ной системы и ее высшего отдела — коры головного мозга в защите организма от болезнетворных агентов и в процессах выздоровления. Крупную роль в развитии идеи нервизма в патологии сыграл А. Д. Спе­ранский, исследования которого основывались на взглядах И. П. Павлова о трофической функции нервной системы. А. Д. Сперанский показал роль нервной системы в развитии многих болезней, в частности инфекционных.

Развитие морфологических дисциплин. Морфология в СССР разви­валась под значительным влиянием физиологии. Она рассматривает ор­ган в его единстве с организмом и с внешней средой, .форму —в единстве с функцией, форму и функцию —в их развитии. Большое внимание уде­ляется роли нервной системы в развитии и деятельности организма. Эти особенности советской морфологии получают отражение в нормальной анатомии, топографической анатомии, гистологии.

В. Н. Тонкое (1872—1954) способствовал внедрению эксперимен­тального, гистологического и рентгеновского методов в анатомии. Широ­ко известны его экспериментальные исследования крово и лимфообразо­вания, изучение «окольного русла» сосудов. В. Н. Тонков и его ученики изучали образование новых кровеносных сосудов при повреждениях сосу­дистой сети, развитие коллатерального кровообращения и восстановления тканей, подвергшихся травматическому воздействию.

В. П. Воробьев (1876—1937) разработал стереоскопический метод изучения органов, изучал функциональные связи блуждающего нерва с симпатическим нервом, создал капитальный «Атлас анатомии человека». Анатомия вегетативной нервной системы изучалась В. П. Воробьевым и его учениками в тесной связи морфологии и физиологии.

В. Н. Шевкуненко (1872—1952) применил закон изменчивости как всеобщий закон природы к топографической анатомии, создал учение об изменчивости органов и систем в теле человека, о норме, о соответствии формы внутренних органов с типом телосложения человека, об индивидуа­лизации хирургического подхода к больному на основе определения типа его телосложения, способствовал развитию возрастной анатомии.

Б. И. Лаврентьев (1892—1944) изучал микроморфологию нервных связей, разработал учение о синапсах, эффекторных и рецепторных ап­паратах, о распространении инфекционного процесса по нервным путям и о «растущем в филогенезе могуществе нервной системы». Широкую из­вестность получили его опыты по созданию искусственных иннервацион-ных механизмов. Б. И. Лаврентьев гистологическими экспериментами установил значение нервов, нервных -клеток и синапсов в развитии и те­чении физиологических и патологических процессов. Он ставил задачу раскрыть «понимание того, как осуществляется влияние коры головного мозга на -вегетативные процессы». Б. И. Лаврентьев, его ученики и другие советские исследователи — гистологи и -физиологи—исследовали чувстви­тельные нервные окончания во внутренних органах, открыли ранее неизвестные рецепторы артерий, вен, лимфатических сосудов и внутрен­них органов и установили их роль в жизнедеятельности организма.

Школы гистологов А. А. Заварзина и Н. Г. Хлопина стремились выяснить происхождение тканей и закономерность их развития, разраба­тывали эволюционную гистологию.

Развитие клинических дисциплин. Профилактическое и физиологиче­ское    направления    определили основные характерные    черты   развития

клинической медицины в СССР. Профилактическое направление стало ведущим в советской клинике, а ее принципом — единство лечебной и профилактической медицины. Совет­ские клиницисты усовершенствовали раннюю функциональную диагности­ку, изучали влияние условий труда, участвовали в разработке и проведе­нии широких оздоровительных меро­приятий. 3. П. Соловьев так опреде­лил задачи клиники в современных условиях: «Задачей каждого клини­циста, задачей каждого профессора должно быть поставлено достижение полной ясности в вопросе о том, что такое синтез лечебной и профилакти­ческой медицины, каким образом синтезировать эти два понятия в об­ласти теоретических представлений и в области практической нашей дея­тельности... Предупреждая лечить, действуя в направлении оздоровле­ния коллектива; на осуществлении на практике этого лозунга и строится вся наша современная система здра­воохранения».

М. П. Кончаловский, повторив слова С. П. Боткина, что «целью клинической медицины является предупреждение болезней, лечение бо­лезни развившейся и облегчение страданий больного человека», добавил: «В настоящее время это определение задач клиники требует дополнения. После Великой Октябрьской социалистической революции социальные условия в нашей стране коренным образом изменились, и клиническая медицина основывается на целой системе гигиенических и профилактиче­ских мероприятий советского здравоохранения, она охватывает лечебной помощью широкие массы трудящихся и имеет основной задачей реши­тельную борьбу с заболеваемостью, сохранение и восстановление работо­способности трудящихся».

Связь медицинской науки с практикой здравоохранения, участие клиницистов в разработке и проведении массовых оздоровительных меро­приятий способствовали тому, что возникла новая проблематика исследо­ваний в (ряде клинических специальностей: изучение предболезненных состояний, анализ этиологии и патогенеза с учетом социальных факторов, ранняя функциональная и дифференциальная диагностика, преимуществен­ное внимание к часто встречающимся массовым заболеваниям, разработка мероприятий предупредительного лечения и создание учения о трудовом прогнозе.

М. П. Кончаловский подчеркивал: «В пашем государстве тру­дящихся особое значение имеет определение трудоспособности, временной или полной инвалидности».

Физиологическое направление, наиболее полно выраженное в учении И. П. Па влова, является основным в советской клинике. Особенно успеш­но внедрение учения И. П. Павлова в клинику происходило после работ И. П. Павлова, направленных на объяснение сущности болезней человека, психозов.

Учение Павлова позволило проник­нуть и стало пунктом для многих исследовании советских терапевтов.

Г. Ф. Ланг (1875—1948) дал новое понимание сущности гиперто! ческой болезни, как невроза, приводящего к функциональным нзменени в коре больших полушарий головного мозга, к нарушению взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения сосудистых центр

Н. Д. Стражеско (1876—1952) на основе учения И. П. Павле построил теорию неврогенного происхождения заболеваний opганов брюшной  полости.

М. П. Кончаловский (1875—1942) успешно применил физиологические методы при изучении желудочной ахилии, изучал вопросы ревмат ма, переливания крови. Особую заслугу М. П. Коичалозского составл его учение о предболезненных состояниях, внимание к ранним функцинальным проявлениям болезни и разработка вопросов трудового прогн и экспертизы трудоспособности.

А. А. Кисель (1859—1938) активно участвовал в строительстве coветского здравоохранения, разработке и пропаганде профилактического правления в области педиатрии, изучал часто встречающиеся заболевания детского возраста —рахит, туберкулез, ревматизм, малярию.

Педиатр Н. И. Красногорский успешно применил учение И. П. Г лова для выяснения сущности и для лечения ряда заболеваний детского возраста. На основе учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности в Советском Союзе разработан и получил широкое применение практике в СССР и других странах метод психопрофилактики болей родах.

Исследования И. П. Павлова по физиологии пищеварения были успешно применены в клинике и развиты М. П. Кончаловским в отношении желудочной ахилии, А. И. Яроцкнм — при язвенной болезни желуде двенадцатиперстной кишки, Н. И. Лепорским — при изучении секретов Функции желудка и т. д.

Хирургия в СССР развивалась в тесной связи с физиологией к пографической анатомией. В области хирургии Н. Н. Бурденко (181 1946), С. И. Спасокукоцкий, А. Л. Поленов, И. И. Греков и их через успешно разрабатывали проблемы хирургии нервной системы и хирург ского вмешательства на органах грудной клетки: легких, пищеводе, се и .магистральных сосудах. Н. Н. Бурденко использовал учение и. п.: лова при разработке неврогенной теории язвенной болезни.

В области местного обезболивания существенна роль А. В. Вии ского (1874—1948) и его школы. Совместной 'работой ,патофи:шол терапевтов и хирургов в СССР установлены теоретические проблем» матологни и переливания крови и создана система «службы крови».

В области военно-полевой хирургии советская медицина развила наследие Н. И. Пирогова и разработала доктрину, систему оказания помощи раненым на поле сражения и в " Эффективность этой системы сказалась во время Великой Отечестве войны, когда благодаря успешному лечению удалось возвратить в строй  76% раненых.

Влияние медицинской науки в СССР на развитие медицины в народной демократии. После окончания второй мировой войны и грома фашистской Германии и Японии в 1945 г. ряд стран перепк путь строительства социализма и образовался ряд социалистических стран. В результате этого усилились контакты медицинских дея СССР с врачами других стран. Государства социалистического л приступили к перестройке системы медицинской помощи, к замене ш распространенной ранее частной практики более прогрессивными фо< здравоохранения. Врачи и ученые СССР охотно поделились своим опытом в области здравоохранения и медицинской науки с врачами стран народ­ной демократии и приняли активное участие (в консультационной и дей­ственной форме) в перестройке медицинской помощи, медицинского обра­зования и медицинской науки по принципу медицины социалистического-общества.

Многочисленные делегации врачей и ученых стран социалистического' лагеря подробно ознакомились с опытом медицины и здравоохранения в СССР. Студенты и аспиранты из стран народной демократии в высших медицинских учебных заведениях и 'научно-исследовательских институтах СССР освоили особенности советской медицины и практически овладели идеями и методами, принятыми в СССР.

Научно-исследовательские медицинские учреждения в СССР полу­чили возможность вступить в более тесный контакт с аналогичными уч­реждениями ряда стран демократического лагеря. Совместное участие в медицинских конгрессах, конференциях и совещаниях, обмен лекторами в высшей школе, личные контакты и другие формы совместной работы способствуют большему взаимопониманию и контакту в научной медицин­ской работе.

Участие советских ученых медиков в работе Всемирной Организации Здравоохранения, ее комитетах, съездах, симпозиумах и в многочисленных международных и национальных медицинских конгрессах способствует большему ознакомлению врачей капиталистических стран с особенностя­ми, состоянием и успехами медицинской науки в СССР.