ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАЧАТКОВ ВРАЧЕВАНИЯ

Главная » История медицины » ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАЧАТКОВ ВРАЧЕВАНИЯ
 

Происхождение человека. Человечество возникло в начале четвертичного периода в истории Земли за несколько сотен тысяч лет до нашего фемени. В разных областях Европы, Азии и Африки с теплым и влажным климатом обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, через ряд переходных ступеней,  этих отдаленных предков произошел человек.

Появление человека было одним из величайших скачков в развитии фироды. Это совершилось тогда, когда предки человека стали выделывать каменные орудия. Только с изготовления орудий труда начинается коренное отличие человека от животного. Благодаря труду постепенно средние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки че­ловека. По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека все более усваивали прямую походку. Когда руки оказались заняты­ми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что ;ыграло важную роль в формировании человека.

Предки человека жили стадами; стадами, ордами жили и первые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть у животных, — связь -по труду. Возникновение человека было вместе с тем и возникновением человеческого общества. Совместный труд людей привел к развитию членораздельной речи. Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на развитие головного мозга человека. «Сначала труд, а затем рядом с ним членораздельная речь явились самы­ми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре превосходит первый величиной и совершенством». «Благодаря совместной работе рук, органов речи и мозга не только индиви­дуумы в отдельности, но и в обществе люди приобрели способность выпол­нять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их.

Труд—первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» -. Благодаря труду возникло и стало развиваться чело­веческое общество.

В каменном веке были заложены основы дальнейшего развития мате­риальной и духовной культуры человечества.

Состояние перехода от животного к человеку длилось чрезвычайно долго. Это был огромный исторический шаг. «Какими люди первоначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю: еще как полуживотные, еще дикие, беспомощ­ные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности» .

Первобытный человек находился в сильной зависимости от окружаю­щей природы, был совершенно подавлен трудностью существования и борь­бы с природой. Процесс овладения стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда — грубо обтесанный камень и пал­ка — были самые примитивные. В течение многих тысячелетий человек находился на низшей ступени развития, немногим отличаясь от стада жи­вотных, живя собиранием растений и плодов и случайной охотой, еще не имея ни огня, ни жилища, ни одежды.

Первобытно-общинный строй. В истории первобытно-общинного строя выделяют эпоху первобытного человеческого стада (археологическая эпоха нижнего палеолита) и эпоху первобытно-родовой общины (верхний палеолит и неолит). Последняя в свою очередь подразделяется на два периода—период материнского родового строя (матриархат) и период отцовского родового строя  (патриархат).

Первобытные люди на начальных этапах своего существования жили небольшими группами, не превышавшими 'нескольких десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения. Многие группы гибли от голода, становились добычей хищных зверей. В таких условиях совместная жизнь была для людей единственно возможной и необходимой.

Пища первобытного человека долгое время оставалась преимуществен­но растительной. Люди питались плодами и кореньями. Это подтверждают археологические находки. Черепа древних людей (неандертальцев) отли­чаются особенностями: у них массивные зубы и стертые коронки. Массив­ность зубов антропологи объясняют длительным, на протяжении многих поколений, употреблением растительной пищи, а стертость коронок — примесью к нище земли и золы. Следующая ступень существования чело­века началась с употребления в пищу рыб, раков, ракушек и других водяных животных. В течение тысячелетий, крайне медленно накапливая опыт, люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копания и других несложных действий.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Сначала люди научились пользоваться огнем, воз­никавшим стихийно, от молнии. Такой случайно добытый огонь тщательно поддерживался и хранился. Лишь спустя много тысячелетий люди заме-гили, что огонь можно получать от трения, и научились 'искусственно его добывать. Овладение огнем, по Энгельсу, было революцией в жизни чело­вечества неизмеримо большей, чем в новое время, например, изобретение паровой машины.

Женщины и дети в древнем каменном веке собирают дикие плоды, грибы и корни.Готовить пищу на кострах, выпекая в золе крахмалистые корни, клубни, мясо животных, рыбу и т. п. Огонь стал играть важную роль и при изго­товлении орудий производства.

По мере дальнейшего развития человек оказался в состоянии созда­вать более совершенные орудия, которые сделали возможным и охоту на крупных животных. Охота в свою очередь стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. В течение длительного периода охота была важнейшим источником средств существования первобытного человека; в результате охоты у людей появились шкуры для одежды, кости для из­готовления орудий. В связи с развитием охоты первобытный человек пере­шел к употреблению мясной пищи. Главное значение мясной пищи Энгельс видит в том, что благодаря ей мозг получил в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и разви­тия, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение

На протяжении долгого времени, в течение сотен тысячелетий, у пер­вобытного человека главным материалом для выделки орудий оставался камень (каменный век). Позднее люди научились делать орудия из ме­талла сначала самородного, в первую очередь из меди, затем из брон­зы (сплава меди и олова) и затем из железа. Важной вехой на пути улуч­шения орудий труда явилось изобретение лука и стрел, с появлением ко­торых охота стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. Охотники научились приручать животных (собак, рогатый скот, коз, свиней).

Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил перво­бытного общества явилось возникновение земледелия.

Пещерное жилище раннего палеолита.

корни растений, первобытные люди заметили, как прорастают зерна, обро­ненные на землю. Первобытный человек установил связь этих явлений и стал возделывать растения.

При первобытно-общинном строе основой производственных отноше­ний была общинная собственность на средства производства, соответ­ствовавшая характеру производительных сил того периода. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали возможность борьбы первобытных людей в одиночку с силами природы и хищными животными. «Этот первобытный тип коллективного или коопе­ративного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства».

Сила первобытных людей, их преимущества перед самыми сильными и опасными хищными животными заключались в том, что люди побеждали не в одиночку, а коллективом, скрепленным трудовой деятельностью, сов­местной борьбой с природой. Сознание первобытного человека развива­лось в повседневной трудовой практике, являющейся единственным источ­ником познания и критерием достоверности представлений об окружающем мире. Из этой необходимости коллективного труда вытекала необходи­мость общей собственности на землю и другие средства производства, как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной соб­ственности на средства производства. Основным экономическим законом первобытно-общинного строя было обеспечение крайне скудных условии существования людей при помощи примитивных орудий производства путем совместного труда в рамках одной общины и уравнительного рас­пределения продуктов.

Люди  новокаменного века.

С развитием орудий производства возникло разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, деть­ми и стариками. По мере развития производительных сил естественное разделение труда упрочивалось и закреплялось. Специализация мужчин в охоте, женщин —в собирании растительной пищи и домохозяйстве при­водила к некоторому повышению производительности труда.

В связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населе­ния складывалась родовая организация общества. Объединялись для сов­местного труда только люди, находившиеся  в родственных отношениях.

первобытный человек относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совместной жизнью. Родовые отношения соответствова­ли развитию производственных отношений первобытно-общинного строя.На первой ступени родового строя господствующее положение зани­мала женщина, что вытекало из тогдашних условий материальной жизни общества. Родство считалось по материнской линии. Рамки родовой об­щины были узки, в ее состав входили потомки одной женщины. Это был материнский, или матриархальный, род (матриархат).

При матриархате первобытно-общинный строй достиг своего расцве­та. Женщина-родоначальница являл кь хранительницей домашнего очага. 1 руд женщин проявлялся преимущественно в области, связанной с жили­щем, приготовлением пищи, одежды. В обязанность женщин и нолиосткон съедобных лишайников и пр. Женщины узнавали съедобные и несъедоб­ные коренья и травы, подмечали их ядовитые, рвотные или слабительные свойства. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практи­чески и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. С древнейших времен женщины оказывали помощь при родах, накапливали сведения о пуповине, последе и т. п. Женщина была хранительницей целебных средств, инициатором применения огня, горячей воды, потения при заболеваниях.

Эпос разных народов говорит о женщине-родоначальнице, хранитель­нице домашнего очага, хозяйке и покровительнице окружающей природы. В период матриархата женщина была центральной фигурой в хозяйствен­ной общине, пользовалась большим почетом. Свидетельством высокого по­ложения женщины в первобытном обществе, за 25—30 тысяч лет до нашей эры, являются открытые археологами в различных странах от Пиренеев до Байкала многочисленные женские статуэтки. Такие изображения найде­ны в Прибайкалье (Мальта), Костенках (под Воронежем,), в Гагарине (верховья Дона), Авдееве (под Курском), во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Нижней Австрии и т. д. Изображение женщины было главным сюжетом в раннюю эпоху палеолитического искусства. Своим видом жен­ские статуэтки говорят о довольстве и избытке, прежде всего об обилии мясной, жирной пищи и малоподвижном образе жизни женщины. На жен­щине лежала главная забота по уходу за детьми.

В ходе дальнейшего развития производительных сил решающую роль в жизни первобытной общины стали играть пастушество и земледелие, являющиеся делом мужчин. Матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным (патриархат). Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. Родство стало счи­таться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по срав­нению с материнским родом. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя и существовал в последний его период. С переходом к скотоводству и земледелию возникло обществен­ное разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься различными видами произ­водственной деятельности. Выделение пастушеских племен было первым крупным общественным' разделением труда.

Дальнейшее совершенствование орудий производства и способов добы­вания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению общественного разделения труда и обмена, частной собствен­ности и имущественного неравенства, разделению общества на классы и эксплуатации человека человеком. С общественным разделением труда и с развитием обмена неразрывно связано возникновение частной собственно­сти. Вначале главным предметом обмена был скот. Частной собственностью раньше всего также стал скот, затем постепенно все орудия производства. Появление частной собственности вело к разложению рода. Место родовой общины стала занимать сельская община.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глу­бокого переворота во всех слоях первобытного общества. Выросшие про­изводительные силы вступили в противоречие с производственными отно­шениями, в результате чего первобытно-общинный строй уступил место другому типу производственных отношений — рабовладельческому строю.

Возникновение зачатков врачевания при первобытно-общинном строе. Медицинская деятельность возникла на самых ранних стадиях существо­вания человека. Врачевание и медицинский опыт появились из потребно­стей первобытного человека на ранних ступенях первобытного общества и изменялись с развитием человека. «В лаборатории врача — все большое первого человека, потому что было бы несправедливо считать ис­торию медицины с письменного пе­риода» (И. П. Павлов). «Гигиена как искусство охранять частную и общественную жизнь родилась да­леко раньше научной гигиены» (Г.  В. Хлопин).

Сведения о медицине первобыт­но-общинного строя получены из различных источников. К числу по­следних относятся памятники мате­риальной культуры, результаты ра­скопок поселений первобытного че­ловека и его захоронений, а также сравнительное языкознание, посколь­ку элементы медицинской деятельно­сти и медицинские представления нашли отражение в языке, народный эпос, сказания, пословицы и пого­ворки, произведения древнего искус­ства, посвященные изображению бо­лезненных состояний и медицинской помощи при них, и данные этногра­фии и антропологии в отношении народов, ныне находящихся на уров­не культуры, недалеком от уровня первобытного человека. Медицина первобытного человека не была однородной на протяжении длительного периода первобытно-общинного строя. Процесс развития производительных сил, усложнение хозяйства первобытного человека, появление новых орудий, их усовершенствование, постепенное овладение силами природы привели к усовершенствованию медицинских приемов, навыков и сведений и способствовали развитию медицинской деятельно­сти. Результатом новых условий материальной жизни было открытие но­вых лечебных средств и обогащение опыта людей по лечению болезней. Средства и методы медицины первобытного общества были тесно связаны с производством первобытного человека.

В трактовке вопроса о возникновении медицины накопилось много неверных, идеалистических воззрений. Одной из таких ошибок является широко распространенное в народном эпосе и поддерживаемое многими религиозными учениями представление о том, что первобытный человек на ранних этапах своего существования все ему необходимое легко получал от природы и отличался идеальным здоровьем. Согласно некоторым древ­ним мифам, человек некогда жил в золотом веке. Такой же характер носят и религиозные сказания о том, что первые люди жили в раю. Изучение истории показало глубокую ошибочность подобных представлений о без­болезненном существовании древних людей. «Что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы, — это глупая поба­сенка... Никакого золотого века позади нас не было и первобытный чело­век был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой» . Эпос о полубогах, героях, богатырях скорее выражал стремление человечества к овладению силами природы.

Палеолитическая стоянка Костенки близ Воронежа.

Первобытные люди испытывали вредное влияние материальных сил природы: низкой и высокой температур, последствий голода и плохого питания, результатов борьбы с дикими животными, укусов ядовитых змей и насекомых, травм тканей незащищенного тела (занозы, царапины и т. Д.), последствий стихийных бедствий (удары молнии, горные обвалы, наводнения  и  пр.).

Первобытный человек страдал от недостатка одежды, плохого жи­лища, нападения диких зверей, стихийных бедствий, эпидемий. Женщины, кроме того, страдали, от инфекции при родах

Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровер­гается и многочисленными данными археологических раскопок. На скеле­тах доисторических людей с древнейших периодов существования человека обнаруживаются болезненные изменения костей: сросшиеся переломы, ан­килозы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, заболевания челюстей, периоститы, экзостозы. Чаще всего на костях видны следы внешнего воз­действия — в результате несчастного случая или борьбы с дикими зверями или людьми. Поражение суставов позвоночника было частым заболева­нием у людей каменного века. Неизбежность многочисленных болезней бы­ла связана с условиями жизни первобытных людей: пребывание в сырых пещерах вызывало заболевания суставов и костей (деформирующий арт­рит историки назвали «подагрой пещерных людей»). Некоторые инфек­ционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков — человекообразных обезьян.

Одним из древнейших видов медицинской деятельности надо признать помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически вместе в тесной неразрывной связи. У всех народов медицинская помощь матери и ребенку находилась в руках женщин, которые сумели накопить немалые для того времени зна­ния и передавали их из поколения в поколение. У некоторых историков медицины мы встречаем неправильное отношение к этому народному опыту в области ухода за детьми. Они утверждают, что будто бы у первобытных народов, а также в древние исторические периоды отношение к детской жизни и к детскому здоровью было, как правило, всегда пренебрежитель­ным. В этом отношении были правильны высказывания М. В. Ломоносова, который призывал учитывать многовековый опыг народа в оказании по­мощи при родах. Наибольшее внимание к жизни и здоровью детей уделя­ли оседлые народы, жившие в плодородных местностях и занимавшиеся земледелием. Обычай умерщвления детей встречался преимущественно у кочевников: скотоводов, охбтников. У восточных славян, рано перешедших к оседлому образу жизни, отмечались заботливое отношение к детям и многодетность.

Из болезненных состояний люди рано узнали расстройства, связанные с питанием. В тибетской медицине говорится, что «рот является воротами всех болезней», «первой болезнью была болезнь желудка».

Тысячелетний опыт многих поколений научил человека распознавать природные лечебные средства. Разыскивая растительную пишу, человек узнавал питательные, лечебные, а иногда и вредные свойства отдельных растений. Уже на ранней стадии медицины накапливались знания о ле­чебных средствах: слабительных, рвотных, противоядиях, органах живот­ных для внутреннего и наружного употребления. В тесной связи с разви­тием и совершенствованием производства происходило накопление знаний о заболеваниях человека и открытие средств лечения и борьбы с болезнями.

Ранее всего медицинский опыт стал применяться человеком при родах, при отравлениях и поносах и при травмах. Потребность в хирургической помощи, связанной с травмами, также возникла на ранних ступенях раз­вития человечества. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия — лечение ран, переломов, вывихов. Столкновения между родами и племена­ми, вооруженные конфликты в первобытном обществе еще более увеличи­ли потребность в хирургической помощи. В непосредственной связи с условиями жизни складывались навыки защиты от неблагоприятных внешних условий и зачатки примитивной народной гигиены. В процессе домашней производственной работы создавались основы гигиены   пищи и жилища.

Медицина — явление человеческого общества. Зарождение медицины относится к тому моменту, когда заложенные в человеке природой ин­стинкты к самосохранению и облегчению страданий вошли в коллективное сознание людей и привели к воздействию воли человека на окружающую природу. С самого начала медицина возникла как продукт определенной социальной среды и, передаваясь затем от поколения к поколению, вошла неотъемлемой составной частью в состав общечеловеческой культуры. Общественное производство способствовало созданию медицины человече­ского общества.

Практические приемы оказания помощи больному человеку, практиче­ские сведения о действии растений предшествовали знанию и пониманию причин болезней. Медицина первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, не знала общей картины болезней. Приемы первой помощи и примитивные хирургические вмешательства предшествовали знанию строения и функций человеческого тела. Медицинская практика возникла из практических потребностей. Теория медицины родилась из практики  и  позднее  практики.

Однако уже на ранних ступенях развития медицины человек пытался дать ответ на вопрос о сущности полезли.

Развитие медицинской теории,возникновение и чередование воззрении человека на болезнь, ее причины, ее сущность отражают те условия материальной жизни и производства, в которых жил первобытный человек. Представления первобытного чело­века о причинах и сущности болезней возникли и развивались одновре­менно и в тесной связи с общим его мировоззрением. В соответствии с этим и лечебные приемы в медицине первобытно-общинного строя испыты­вали влияние мировоззрения первобытного человека.

Некоторые историки медицины считают, что медицина человека раз­вилась из инстинкта животных, что первоначальные медицинские приемы и сведения первобытный человек почерпнул у животных, которым от рождения свойственны инстинкты самосохранения и которые инстинктивно выбирают нужные средства для облегчения страданий. Эти историки утверждают, что медицина человека только количественно отличается от инстинкта животного. В подобных глубоко ошибочных представлениях получили отчетливое отражение неумение буржуазных социологов по­нять качественное отличие человека от животных. Инстинкты являются по существу биологически оправданными приспособлениями к условиям су­ществования. Не исключается, что в отдельных случаях наблюдавшиеся человеком биологически оправданные действия животных могли обогатить опыт человека и быть использованы им. Но этот путь в формировании и обогащении медицинских знаний мог играть только эпизодическую, под­собную роль. Основную же роль играло накопление и осмысление опыта самого человека в процессе его труда. Человек прежде всего использовал свой собственный опыт и опыт предшествовавших поколений, переданный ему. Этот опыт учил древнего человека, что ему выгодно, что невыгодно, что полезно, что вредно, что целебно, что смертельно.

Мировоззрение первобытного человека на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным. Уже в эпоху первобытно-общин­ного строя зарождались и складывались наивно-реалистические взгляды на мир. Искусство человека древнего каменного века также имело реали­стический характер. Древние рисунки человека отражали наблюдения над жизнью природы, накопленные знания о жизни растений и повадках зве­рей, творческую фантазию человека. В сказках, легендах и мифах воспе­вается борьба человека с природой. В общественной технике, в изготовле­нии орудий труда, в самом процессе труда человека, живущего в условиях первобытно-общинного строя, проявлялся человеческий гений, тонкая на­блюдательность, умственные силы. Повседневный житейский опыт, практи­ческая трудовая, производственная деятельность и успехи познания при' водили людей к вполне естественному представлению об объективном существовании мира, к выводу о том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела.

В соответствии с этим и первоначальные медицинские воззрения пер­вобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. Человек наблюдал падение дерева, камня, ударял или испытывал сам удар палкой и причиненную этими явлениями боль и повреждения (ушиб, си­няк, рану, перелом и даже смерть) связывал с реальным фактом падения дерева или камня, ударом палкой и т. д. Многие понятия и термины народной речи до настоящего времени отражают древние представления народа' о причинах болезней. Ощущение, производимое болезнями, народ­ный язык сближает с ударом острого оружия: колотье, резь, ломота, стрельба. Телесные страдания народ рассматривает как следствие от Удара или укола оружия: «удар», «ударило», «прострел», «прострелило», «разбит параличом», лихорадка (трясца) — «бьет».

За этим следовал (и с ним совпадал) период онтологических пред­ставлений о болезни, когда болезнь  считалась  внешним и враждебным

человеку конкретным, материальным, маленьким живым существом, кото­рое будто бы проникает, внедряется в тело человека извне и тем вызывает болезненное состояние. Следы онтологических представлений о болезни как о постороннем человеку живом существе сохранились не только в на­родных представлениях, но даже и в научной медицинской терминологии («рак», «грыжа»).

В сознании первобытного человека происходила борьба стихийно-мате­риалистических тенденций, тесно связанных с трудом, и религиозно-идеа­листических тенденций, отражавших бессилие человека в борьбе с приро­дой. Многотысячный эмпирический период предшествовал развитию ани­мистических воззрений на происхождение болезней, будто бы возникаю­щих вследствие вселения духов в тело больного и связанных с этим спо­собов исцеления (заклинания, заговоры, изгнания духов путем устрашаю­щих приемов, применение амулетов, трепанация). В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болез­ней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления о мире, возникшие у первобыт­ного человека позднее.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был федиигазм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличение предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними особом сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от предметов природы как особые «духовные» существа и возник ани­мизм — рхотворение,вхей-лтрироды, заселение ее многообразными ду­хами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Явления она, обморока, эпилепсии, галлюцинаций, болезни и т. п. пред­ставлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника — души, которая может временно покидать тело. Являющиеся в сновидениях образы рассматривались человеком как души. Люди, страдавшие эпилепсией, и психически больные считались одержимыми духом. Смерть представлялась окончательным уходом души из тела. Для первобытного человека смерть была еще понятна, когда он видел гибель, например, на охоте от ран, нанесенных животными, врагами или в результате несчастного случая, но факт смерти без видимых повреж­дений тела почти всегда рассматривался как результат колдовства, т. е. действия враждебно настроенных людей или духов. Человек думал, что у каждого имеется несколько душ и каждая из них наделена особыми свойствами и функциями. Позднее, с развитием мышления в связи с усложнением общественных отношений, анимистическое воображение пер­вобытного человека населило окружающий мир бесчисленным множеством духов, утративших связь с материальным началом. Весь мир стал пред­ставляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный, естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, насе­ленный духами — двойниками реальных существ, предметов и явлений. Первобытные люди наделяли двойниками не только людей, но и живот­ных, растения, камни и т. д.

Все предметы окружающей природы представлялись раздвоенными на видимые образы и их незримые души.В дальнейшем эти представления в родовом обществе оформились в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доб­рого и злого начала, божества и злого духа (демона). На самых ранних стадиях своего развития религия накладывала отпечаток на приемы лече­ния и на представления о возникновении болезней. В соответствии с раз­витием религиозных верований  демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифо­логических представлений усложнилась идея божественного (демонологи­ческого) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. На этом этапе человек признавал болезни за существа демонические, поражающие чело­века бичом, стрелой: болезнь — «божья рана» или язва, нанесенная ру­кой незримого духа, свидетельство его карающей силы, гнева, раздраже­ния. В подобных случаях человек считал, что и излечение от болезней, искупление могут дать какие-то сверхъестественные силы. Демонологиче­ские представления о болезнях свойственны всем народам прошлого, они нередко долго сохраняются народом и иногда доходят до наших дней. В течение веков эти представления породили бесчисленные формы суеверий.

Религия донесла до нашего времени многие пережитки древнейшей медицинской демонологии.

Соответственно онтологическим и демонологическим представлениям о возникновении болезней создались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Возникли приемы предупреждения болезней и лечения больных путем борьбы с многочисленными демонами, бесами, духами. Первобытный человек применял амулеты для предохра­нения от болезни: он считал, что амулет защитит от проникновения бо­лезни в его тело. Амулетам придавался образ предка, покровителя рода. В периоде тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким-либо видом животных) амулеты изобра­жали животное, которое считалось предком и покровителем рода. Аму­леты нередко носят следы народной наблюдательности. «Онгоны» сибир­ских гиляков по своей форме напоминают тело истощенного туберкулез­ного больного или отекшее тело больного водянкой. Широко применялись заговоры и заклинания. Заговоры возникли в доклассовом обществе. Практической целью заговора было охранить человека от проникновения в его тело злого существа или духа, вызывающего болезнь, либо изгнать его из тела больного человека. Наиболее древние заговоры были осно­ваны не только на вере в силу слова, но прежде всего на вере в заговор­ный обряд, в магическое действие, которые со временем отпали и забы­лись. Среди заговоров были: «на останов крови», от зубной боли, от лихорадки.

Символическим или конкретным жертвоприношением старались за­добрить злого духа. Болезнь можно обмануть: для этой цели меняли имя, одежду, маскировали больного или человека, могущего заболеть.

Большое распространение в разных странах имели устрашающие ме­тоды для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для «изгнания» болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Болезненное начало высасывалось из раны, язвы. Для того чтобы болезнь легче могла «выйти» из больного, первобытные люди делали на черепах ма­леньких детей трепанационные отверстия. Археологи в различных стра­нах обнаружили многочисленные черепа с такими отверстиями. Наряду с эмпирическими средствами знахари применяли и средства внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устра­шающие маски, бубен и т. д.

При общественном разделении труда в первобытном обществе выде­лялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание.

Первоначально эти лекари-ремесленники не были связаны с религиозно-бытные служители культа — жрецы и произошло слияние функции зна­харя  и  жреца.

Зачатки врачевания у восточных славян в родовом периоде. У наших предков восточных славян при первобытно-общинном строе отмечались зачатки врачевания, начало народной эмпирической медицины и народной гигиены.

У восточных славян в родовом строе до принятия ими христианства не было жреческого сословия. Но были люди, выполнявшие функции языческого духовенства. По летописи они назывались волхвы, кудесники, вещие люди. Народ их называл ведунами (от слова «ве­дать»), знахарями (от слова «знать»), колдунами. Этим людям народ при­писывал знание целебных средств, власть силой заговоров и заклинаний проникать в будущее.В верованиях древних славян анимизм и магия слились с культом предков, наиболее характерной для патриархально-родового строя формой религиозного сознания.

Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Еще в до­феодальной Руси были известны и распространены народные врачи-лечцы. В усвоении практических навыков лечения значительную роль играла преемственность врачебных знаний. Врачевание славян в период их пе­рехода к земледелию было подлинно народным врачеванием, одной из ранних форм народной медицины. В этом отношении у восточных славян отмечались в основном те же явления, которые были описаны выше в разделе о медицине при первобытно-общинном строе. В древней народ­ной медицине у славян отмечались рациональные и нерациональные эле­менты и явления борьбы между ними.

Обогащение и накопление народного опыта, расширение практиче­ского познания природы, в частности в области врачевания, отражали реалистические воззрения.

Мистические представления о болезнях, их причинах, о таинственных силах, магические действия для устранения болезней были связаны с эле­ментами религиозных воззрений. Особенно интересны верования и пре­дания о лихорадках, веками жившие в народе.   Название   «лихорадка» происходит от слов «лихо» и «радеть», т. е. действовать во вред чему-то, заботиться о комннибудь со злобным намерением. Народ насчитывал лихорадок девять или двенадцать, причем в их названиях описательно перечислялись те явления, которыми каждая из лихорадок мучит боль­ного (трясея, огнея, знобея, ледея, гнетея, ломея, пухнея, желтея, корче я и  т.  Д.).

Вера в одушевленность природы, порожденная незнанием ее и страхом перед ней, создала обряды и культ (порядок почитания богов), смысл которых — в желании умилостивить враждебные чело­веку силы.

Из практической деятельности человека, из его труда возникла уве­ренность в возможности победы человека над природой. Уверенность эта в связи с анимизмом создала магию—веру в силу обрядов, культа и позднее в силу слова (заговоры).

Взаимоотношение медицины и зачатков религии.

Врачевание у первобытного человека возникло значительно ранее появления у него зачатков религиозных верований и в течение длитель­ного времени не было связано с религиозными культами. Жизнь заставила человека думать о необходимости помогать заболевшему. Утверждения некоторых историков медицины о том, что врачебное дело всегда было тесно связано с религией, ненаучно.

Внесение элементов демонологических воззрений в представления о болезни и в практику лечебной деятельности произошло на более позд­них стадиях существования родового строя. Но и в период формирования религиозных воззрений в медицине первобытного общества сохранились элементы эмпирического опыта народа. Между эмпирическим опытом и выработанными с помощью его рациональными приемами врачевания, с одной стороны, и магическими действиями, молениями, заговорами — с  другой,  шла  постоянная  борьба.

В период разложения первобытно-общинного строя с развитием де­монологических представлений о болезни медицинская деятельность вошла в сферу деятельности нарождавшихся представителей религиозных куль­тов, жрецов, сблизилась с культовыми религиозными установлениями. Тесная связь медицины с религиозными культовыми установлениями в форме так называемой жреческой, храмовой медицины была характерной чертой в течение большей части последующей, рабовладельческой обще­ственно-экономической  формации.

Двойственный характер врачевания в древности оставил в нескольких языках отражение в названии врачебной профессии. Так, термин «лекарь» (в древней Руси «лечец») отражает реалистическую струю народного опыта в отношении лечения (лекарство) и по своему филологическому происхождению аналогичен перешедшим из латинского языка «медик», «медикамент», «медицина» (от medicare — лечить). Термин же «врач» (и производные от того же корня «врачевать», «врачебное дело», ста­рые «врачьба, врачество» и т. п.) произошел от древнеславяпского корня «вър», что означало «шептать, заговаривать, нашептывать» и отражало магические действия и заговоры, к которым прибегали врачи прошлого. Особенно резко это отразилось в болгарском и сербском языках, где до настоящего времени совершенно различны по значению слова «лекар» (и производные «лекарка», «лекарство», «лекарница» и т. п.), означаю­щее— медик, лекарь, врач, доктор, и слово «врач» (и многочисленные производные от того же корня  «врачара»,  «врачка»,  врачувание, и т. п.), что означает—чародей, колдун, предсказатель, знахарь, ворожей.

Значение народной медицины. Много лечебных приемов и средств, возникших в первобытно-общинном строе, сохранилось в народной меди­цине, которой и до настоящего времени пользуется значительное число людей. На протяжении многих веков переходили из поколения в поколе­ние древние лечебные средства и приемы.

Первобытная медицина не могла сохраниться в неизменном виде; в процессе последующего длительного развития она обогащалась новыми данными.

Врачу совершенно необходимо быть знакомым с народной медициной, знать воззрения народа на тот или иной вопрос медицины, знать народ­ные обычаи, традиции, а также вредные предрассудки, для того чтобы бороться с ними в своей повседневной работе. В народной медицине со­держится немало нерациональных и даже вредных приемов и средств, отражающих невежество и предрассудки, в частности связанные с рели­гиозными культами и обрядами.

Однако неправильно представлять народную медицину как соедине­ние одних суеверий и вредных обычаев. Ценность народной медицины заключается в накоплении эмпирических наблюдений, могущих служить материалом  для науки.

Задача научной медицины — выделить из медицины народной здоро­вое и рациональное ядро и, тщательно изучив эмпирические народные средства, использовать их в виде научно проверенных средств и приемов лечения.