МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И. П. ПАВЛОВА О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Главная » История медицины » МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И. П. ПАВЛОВА О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА |
В неразрывной связи с развитием профилактического направления находится физиологическое направление медицины в СССР, преемственно связанное с развитием передовых физиологических воззрений И. М. Сеченова, С. П. Боткина, Н. Е. Введенского, получивших дальнейшее развитие в физиологическом учении И. П Павлова.Великий русский физиолог И. П. Павлов (1849—1936) создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека, являющееся естественнонаучной основой медицины социалистического общества. Он разработал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающего познание организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой.
В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882 г.) И. П. Павлов занимался преимущественно изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. В диссертации «Центробежные нервы сердца» в 1883 г. он впервые показал на сердце теплокровного животного существование нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. И. П. Павлов предположил, что открытый им усиливающий нерв оказывает влияние на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, он в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы. В этот же период И. П. Павлов : исследовал нервные механизмы регуляции кровяного давления. Уже в этих работах проявилось высокое мастерство и новаторский подход его к проведению эксперимента. И. П. Павлов отказался от традиционных а(стрых опытов и, как указано выше (стр. 254), отметил недостатки острого вивисекционного физиологического опыта.Несколько лет И. П. Павлов посвятил созданию новых методов, новых приемов «физиологического мышления», разработал специальные операции на органах пищеварительного тракта и ввел в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном.
В 1897 г. И. П. Павлов подвел итоги работ по физиологии пищеварения и опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
Изучение связей организма с окружающей средой, осуществляемых при помощи нервной системы, изучение закономерностей, определяющих нормальное поведение организма в его естественных отношениях с окружающей средой, обусловили переход И. П. Павлова к исследованию функций больших полушарий головного мозга. И. П. Павлов назвал безусловным рефлексом постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма, а связь временную, образующуюся в течение индивидуальной жизни,— условным рефлексом. И. П. Павловым был открыт механизм связи нервной системы с факторами внешнего мира — механизм условных рефлексов. До метода условных рефлексоз И. П. Павлова кора больших полушарий головного мозга, орган сложнейших процессов мышления, оставалась областью, недоступной для физиологии.
Павловское определение роли головного мозга явилось дальнейшим развитием принципа нервизма, который ранее разрабатывали передовые представители отечественной медицины Е. О. Мухин, И. Е. Дядьковский, И. М. Сеченов и С. П. Боткин. Сам И. П. Павлов характеризовал принцип нервизма как «физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма» \
В течение многих лет И. П. Павлов с многочисленными сотрудниками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Постепенно вскрывались тонкие механизмы деятельности коры головного мозга, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались процессы возбуждения и торможения в коре. И. П. Павлов установил, что эти процессы находятся в тесной и неразрывной связи друг с другом, способны концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по И. П. Павлову, вся анализаторная и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Открытием рефлекторных механизмов пищеварительной системы и механизмов высшей нервной деятельности И. П. Павлов совершил переворот во взглядах на физиологические явления и заложил основы материалистической физиологии, дающей возможность сознательно управлять как нормальными, так и патологическими явлениями в организме.
Наибольшего расцвета творчество И. П. Павлова достигло после Великой Октябрьской социалистической революции. Коммунистическая партия и Советское правительство оказывали И. П. Павлову поддержку, окружая его вниманием и заботой. В 1921 г. за подписью В. И. Ленина был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров о создании условий, обеспечивающих научную работу И. П. Павлова. Позднее для И. П. Павлова по его планам была организована биологическая станция в селе Колтуши (ныне поселок Павлово) под Ленинградом, ставшая, по выражению И. П. Павлова, «столицей условных рефлексов».
После Великой Октябрьской социалистической революции работы И. П. Павлова приобрели новые характерные черты. В своих книгах «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы», изданной впервые в 1923 г., и «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927) И. П. Павлов подвел итоги многолетних исследований и дал полное систематическое изложение учения о высшей нервной деятельности. С 1918 г. И. П. Павлов проявил большой интерес к вопросам психиатрии, стремился подвести физиологические основы под сущность различных психических нарушений.
Еще ранее он выделил четыре типа высшей нервной деятельности собак. Позднее он приступил к выяснению условий формирования типов, влияния закономерностей, наследования различных нервных типов в индивидуальном развитии животных. Высказанная И. П. Павловым еще в 1913 г. мысль о наследовании условных рефлексов была экспериментально проверена на различных животных на биологической станции в Колтушах. И. П. Павлов поставил задачу вскрыть закономерности эволюции высшей нервной деятельности и показать ведущее значение факдителей в процессе взаимодействия их с условиями существования.
С помощью метода условных рефлексов он установил закономерности деятельности больших полушарий головного мозга (высшей нервной деятельности), складывающиеся из взаимодействия основных процессов возбуждения и торможения. Помимо этих закономерностей, общих у животных и человека, И. П. Павлов открыл специфические особенности высшей нервной деятельности человека. Эти свойственные только человеку особенности он объединил в понятие о второй сигнальной системе, или системе человеческой речи и человеческого отвлеченного, абстрактного мышления. Изучая качественные отличия высшей нервной деятельности человека по сравнению с животными, И. П. Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности: первой — общей у человека и животных, и второй — свойственной только человеку. Вторая сигнальная система, находясь в неразрывной связи с первой, обеспечивает у человека образование слов «произносимых, слышимых и видимых». Слово является для человека сигналом сигналов и допускает отвлечение и образование понятий. При помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческое отвлеченное мышление.
В последний период своей деятельности И. П. Павлов остро ставил общетеоретические проблемы, подчеркивал значение учения о высшей нервной деятельности как оружия борьбы против идеализма. И. П. Павлов верил в силу науки и страстно боролся против агностицизма, идеализма и метафизики. На съездах, в докладах, статьях и выступлениях И. П. Павлова на его знаменитых средах получила отражение его непримиримая и резкая критика высказываний многих ученых, отступавших от материализма.
Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности явилось одним из величайших достижений современного естествознания и имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно расширяет естественнонаучную основу диалектического материализма, подтверждает положения ленинской теории отражения и служит могучим оружием в идеологической борьбе с проявлениями идеализма. Созданное И. П. Павловым учение полностью подтверждает основные положения диалектического материализма о том, что материя является источником ощущений, что сознание, мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, а именно продукт мозга. И. П. 'Павлов ясно показал, что все процессы жизнедеятельности животных и человека находятся в неразрывной связи и взаимозависимости, движении и развитии, что они подчинены строгим объективным законам. Он подчеркивал необходимость познания этих законов для того, чтобы научиться управлять ими.
Учение И. П. Павлова содействовало укреплению диалектико-материалистического мировоззрения пролетариата. В постановлении советского правительства от 24 января 1921 г. были отмечены «совершенно исключительные научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира». Учение И. П. Павлова имеет значение для биологии, психологии, педагогики, физического воспитания и для разных разделов медицины, для теоретических, клинических и гигиенических медицинских дисциплин. Оно теоретически подкрепляет профилактическое направление медицины. И. П. Павлов придавал большое значение гигиене. «Общеизвестно,— говорил он в 1899 г.,— что этиология — самый слабый отдел медицины. И в самом деле, разве обыкновенно причины болезни не закладываются и не начинают действовать в организме раньше, чем больной делается объектом медицинского внимания? А знание причин; конечно, существеннейшее дело медицины. Во-первых,— и это еще важнее — можно не допустить ее до действия, до вторжения в организм. Только познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т. е. гигиену в широком смысле слова».
Учение И. П. Павлова оказало определяющее влияние на медицину, клинику, практику. И. П. Павлов дал образцы приложения своего учения к решению вопросов патогенеза некоторых болезней и лечения их. Экскурсия физиолога в область клиники началась с попыток его расшифровать механизм развития некоторых заболеваний. На знаменитых средах в психиатрической и неврологической клиниках И. П. Павлов показал образцы глубокого теоретического анализа и физиологического толкования клинических явлений.
В 1950 г. состоялась Объединенная научная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященная проблемам физиологического учения И. П. Павлова. Сессия имела принципиальное значение для развития медицины в СССР не только с точки зрения критики теорий и взглядов, тормозивших ее развитие, но главным образом с точки зрения признания физиологического учения И. П. Павлова как нового этапа в медицине. Сессия явилась новой важной вехой в развитии физиологии. В докладах и выступлениях на сессии было показано, что учение И. П. Павлова является широкой научно-практической базой Для творческого развития физиологии и медицины.
Учение И. П. Павлова служит одной из прочных естественнонаучных основ марксистско-ленинской теории познания и естественнонаучной основой советской медицины. В резолюции Объединенной сессии записано: «Выдающиеся научные достижения И. П. Павлова, установившие обусловленность всех форм жизнедеятельности сложных организмов, в том числе и психической деятельности, условиями существования, выдвинули нашу отечественную физиологию на первое место в мире и открыли широкие горизонты для ее дальнейшего развития. Они создали твердый, естественнонаучный фундамент для перМ грошей медицины и психологии на научных началах, дали много ценного для педагогики и физического воспитания и могут дать много ценного для учения о языке.
Открытие И. П. Павлова в области высшей нервной деятельности как величайшее достижение современной науки о мозге, является могущественной естественнонаучной основой материалистического мировоззрения, грозным оружием нашей идеологической борьбы со всеми проявлениями идеализма и мракобесия».