МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, АЛЕКСАНДРИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

Главная » История медицины » МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, АЛЕКСАНДРИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ
 

Медицина в древней Греции.

Общая характеристика культуры Древней Греции. Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны так называе­мого античного мира, или античности,— Древняя Греция (Эллада) и Древний  Рим.

Древняя Греция VI—IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других обла­стях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития чело­вечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ» . Маркс писал: «Греки навсегда останутся нашими учителями».

Своеобразие географических и экономических условий древней Гре­ции способствовало тому, что ее народ сыграл крупную роль в развитии культуры. Греция была торговым посредником между более древними странами Азии и Африки и более поздно развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. С древних времен греки искали источники' существования в соседних и отдаленных странах. Это способствовало развитию морской торговли и колонизации греков. Греки жили не только в Малой Азшь но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии,  в  Африке.

Высочайший внутренний расцвет античной Греции, подъем древне­греческого искусства, науки, философии и культуры был в V веке до н. э. Этот подъем был вызван прежде всего острыми социальными противоре­чиями и борьбой внутри страны. Греция пережила перед этим глубокий социальный переворот, переход от первобытно-общинного к классовому,

рабовладельческому строю. Подъем был обусловлен победой в длительной борьбе древних греков за свободу и независимость против персидских завоевателей. Победа над внешним врагом, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии вызвали расцвет искусства, науки, философии. Были созданы предпосылки для развития внутренней и внешней торговли, расширился кругозор греков. Они ознако­мились с материальной и духовной культурой народов Малой Азии и Кгипта. Культура Греции и Рима явилась дальнейшим развитием куль­туры древневосточных народов.

Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое есте­ствознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвос­хищали  позднейшие  научные  открытия.

Для древнегреческой философии, особенно в наиболее ранних ее стадиях, характерна стихийная диалектика. Эта черта характеризует, в частности, мыслителей Милетской школы, возникшей в VI веке до н. э. в городах Малоазиатского побережья. Мыслители эти были одновременно и естествоиспытателями, и врачами.

Философские течения древней Греции — материализм и идеализм — отражали острую классовую борьбу. Борьба материалистической «линии Демокрита» с идеалистической «линией Платона» в Древней Греции была борьбой прогрессивной рабовладельческой демократии с реакционной зе­мельной рабовладельческой аристократией.

Участие греков в международном торговом обороте, общение их с различными народами, знакомство с разнообразными культурами и рели­гиозными представлениями содействовали развитию у греков того чрез­вычайно своеобразного мировоззрения, которое вошло в историю фило­софии под именем так называемой греческой натурфилософии.

Крупным представителем материализма в Древней Греции был Де­мокрит (около 460—360 гг. до н. э.). Демокрит учил, что в основе мира лежит не бог, не какой-либо дух, а материя. Из первоматерии возникло все существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов). Частицы эти находятся в постоянном движении — то соединяются, го разъединяются. Различными сочетаниями атомов Демокрит объяснял все разнообразие явлений природы. Природа едина и находится в вечном движении. Таким образом, Демокрит нанес удар религии, которая все объясняла деятельностью богов. Атомистический материализм выступил против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, про­тив суеверий.

Другим положением греческой философии был взгляд на природу, как на нечто находящееся в вечном движении, в непрерывном течении, в неустанном изменении. Покоя в мире нет, а есть постоянный процесс становления, одно состояние постоянно сменяется другим. Гераклит учил: «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного, все во вселенной охвачено потоком движения, все находится в процессе вечной смены, вечного движения». Значительное внимание уделял Демокрит и медицине; он писал о пульсе, о воспалении, о бешенстве. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому»,— писал Демокрит своему современни­ку— врачу Гиппократу. В этих высказываниях нашли выражение общие материалистические взгляды Демокрита. Продолжателем Демокрита был Эпикур.

Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на разви­тие материалистических представлений о болезни.

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (ко­нец VI века до н. э.), а позднее, с IV века, философией Платона. Эти фи­лософы-идеалисты были представителями рабовладельческой аристокра­тии. Они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистиче­ских «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

Древнегреческая медицина. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII—VII века до н. э.), описывающих Троянскую войну (XII в. до

н. э.) и последующие события, нашли отражение состояние медицины и положение врачей в период перехода от родового строя к рабовладель­ческому. В «Илиаде» описаны примеры оказания медицинской помощи раненым: удаление у раненых стрел и копий, вонзившихся в тело, расши­рение раны и разрезывание окружающих оружие мягких частей для бо­лее свободного извлечения. В лице Подалирия и Махаона, сыновей Асклепия, выведены врачи-воины, авторитет которых стоит чрезвычайно высоко:

«Стоит многих людей один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством...» Кроме врачей в войсках во время войн, позднее (к V—IV векам до н. э.) появились врачи и в крупных городах. Общины приглашали этих врачей обычно временно, при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Купцов, ремесленников и свободных земледельцев обслуживали врачи, странствовавшие по общинам и городам и останавливавшиеся в них на некоторое время для практики.

В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремеслен­ного ученичества. Наибо­лее известны школы у бе­регов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из шко­лы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппо­крат.

По сравнению ней медициной   в странах медицинации    в меньшей находилась под   влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господ­ствующего   влияния.  При развитии    рабовладельче­ского строя   и в связи   с этим религии храмы в Гре­ции, как и в других стра­нах древности, стали так­же   местами   лечения,   а жрецы   присвоили     себе функции врачей, но наряду с храмовой, жреческой ме­дициной    продолжала су­ществовать и народная ме« дицина.

В Древней Греции в ряде     городов    (Афины,Эгина,Самос)     имелись общественные    врачи для безвозмездного     лечения бедных    граждан    и про­ведения мер против эпидемий, домашние врачи у знати и богачей. Стран­ствующие врачи —периодевты обслуживали торговцев и ремесленников Светские врачи обслуживали раненых во время войн. Наряду с асклепеионами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах), продол^-жали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача.

Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Асклепии (Эскулап по-латыни), по преданию живший в северной Греции врач, впоследствии был обожествлен и вошел в греческую и мировую литера­туру в качестве бога врачебного искусства — сына Аполлона «исцеляю­щего». Многие крупные врачи древней Греции и Рима считались его по­томками. Покровительницы отдельных отраслей медицины: Гигиея (отсю­да термин «гигиена») и лекарственной терапии (Панакея) считались его дочерьми.

Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема здоровья и медицины. В мифологии стран Древ­него Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божест­вами, которых связывали  со здоровьем  людей  и медицинской деятельностью; встречается змея и в руках жриц, совершающих обряд, возно­сящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу жи­вотных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением муд­рости. У некоторых народов существовали легенды о змееедах — людях, поедавших змей и в результате овладевавших глубочайшими познаниями, в частности по лечению и распознаванию болезней. Легенды эти отра­жены в художественной литературе, а также в поговорках: «Будьте муд­ры, аки змии». «Мудрость», т. е. разнообразные доступные людям зна­ния, в древности не была дифференцирована на различные отрасли, и эмблема змеи относилась к знанию в целом. Врачи ранее других выде­лились из среды «ученых» людей. Их профессиональной эмблемой оста­лась змея. Изображение это сохранилось до наших дней во многих стра­нах на вывесках аптек и других медицинских учреждений, на бланках медицинских обществ и отдельных врачей, в качестве книжного знака и т. п., хотя первоначальный смысл его давно утрачен.

Лечение в асклепейонах при храмах (главный из них был при свя­тилище Асклепия в Эпидавре) заключалось в значительной степени во внушении: подготавливали больного постом, молитвами, жертвоприноше­ниями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда имело место и более активное вмешательство, до хирургиче­ских операций включительно. При раскопках обнаружены остатки хирур­гического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпа-телиу-зонды и пр.

у/При раскопках обнаружены также слепки больных органов, прино­сившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, иногда,как благодарность за излечение. Слепки эти изготов­лялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя    в   этом

случае своеобразный вид гонорара жрецам. Одновременно они дают пред­ставление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое вни­мание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к лич­ной гигиене. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например стадион и др. Молодежь училась в гимнасиях — шко­лах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах — пред­метах повседневного обихода и одновременно произведениях искусства — сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, ра­стираний, массажа и т. д. Древнегреческие скульптуры в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела в Древней Греции.

Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики передовые врачи Древ­ней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов меди­цины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении опре­деленные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Гре­ции был Гиппократ.

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей и, кроме знаний, полученных от отца, учился медицине на острове Кос. После этого Гиппократ много путешествовал, жил в Египте, где ознакомился с египет­ской медициной, обошел прибрежные города Малой Азии, побывал в гре­ческих колониях на берегах Черного моря и после этого занимался вра­чебной практикой в самой Греции. Многочисленные путешествия дали Гиппократу знакомство с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны меди­цинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифоз в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппокра­та. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов  (применение

вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.

Период деятельности Гиппократа совпал с эпохой Перикла, которую Маркс охарактеризовал как «высочайший внутренний расцвет Греции». Перикл был признанным главой афинской демократии. Следует помнить, что это была рабовладельческая демократия, т. е. община свободных людей (купцов, ремесленников, землевладельцев и др.), имевших в виде собственности рабов. Рабы находились вне «демократии» и не только не имели никаких гражданских прав, но по существу не считались даже людьми, а рассматривались как говорящий инструмент. В соответствии с запросами современного ему афинского общества Перикл способствовал развитию знаний и искусств. В эту эпоху жили философы Анаксагор и Демокрит, скульптор Фидий, драматурги Софокл и Эврипид, историки Геродот и Фукидид и многие другие видные деятели. Историку Фуки-диду принадлежит описание «Афинской чумы» —большой эпидемии во время Пелопонесской войны, участником которой он был.

От времен Гиппократа до нас дошло большое собрание сочинений медицинского содержания, составляющее так называемый «Гиппократов сборник» и объединяющее около 70 сочинений У. В этом сборнике, обни­мающем разнообразную медицинскую тематику, самому Гиппократу при­надлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении ча­стей («О воздухе, воде и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппо­крата, в частности сыном и зятем Гиппократа. Это обстоятельство свиде­тельствует о том, что в своих взглядах Гиппократ не являлся одиночкой, но был главой целого направления, имел единомышленников, учеников и последователей. Большая часть произведений, включенных в «Гиппокра­тов сборник», передает взгляды Коеокой школы древнегреческих врачей. Благодаря этому «Гиппократов сборник» явился энциклопедией периода расцвета греческой медицины V—IV веков до н. э. «Гиппократов сборник» содержит обширный эмпирический материал. В нем систематизированы разрозненные наблюдения прежних врачей. В статьях «Сборника» даны описания болезней, известных в те времена, приведены методы распозна­вания и лечения болезней, дополненные изложением собственных методов и принципов врачевания. В «Гиппократовом сборнике» получил отраже­ние интерес к острым заразным заболеваниям.

Авторы «Гиппократова сборника» не только собрали, систематизиро­вали и дополнили медицинские сведения своего времени. Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил достижения современной ему древнегреческой философии — материализм Демокрита и диалектику Гераклита и, пересмотрев под этим углом зрения основные проблемы медицины (причина, этиология и сущ­ность болезней, их лечение и предупреждение), дал им материалистическое толкование на уровне знаний своего времени. Для Гиппокрта болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального суб­страта, а не проявление божественной воли, злого духа. Таким образом, учение Гиппократа резко отличалось от идеалистических учений в меди­цине. Своими материалистическими в основе взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины.

Объяснение болезни Гппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. По Гиппократу, причи­ны, даже так называемые божественные, естественны. Каждая болезнь имеет свои естественные причины, а все совершается только сообразно с природой. Каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без естественной причины.

Материалистический подход Гиппократа к вопросам медицины сказал­ся в его опенке влияния внешних факторов и среды на заболевание, в его взглядах на необходимость врачу учитывать эти факторы. Гиппократ соз­дал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни   на здоровье.

Естественные причины болезни лежат прежде всего   в   окружающей человека внешней среде. Общими причинами болезни Гиппократ считал такие   которые сзоим действием вызывают заболевание у ряда людей. Сюда Гиппократ относил время года, темпера­туру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наря­ду с этим Гиппократ отмечал во многих слу­чаях индивидуальные причины   болезней от­дельных людей, относя   сюда   образ   жизни, диету, возраст человека, его наследственность и    наклонность    к    определенным    страда­ниям.

В произведении «О воздухах, водах и ме­стностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый для него город, изучил его климат, почву, образ жизни населения и т. п. Только тот, кто предварительно ис­следует условия жизни в городе, сможет ус­пешно работать в нем в качестве врача.

В связи с возможными заболеваниями Гиппократ разбирал каждое из указанных им условий. Здесь же он устанавливал связь раз­личных болезней с временами года.

В сочинении «О древней медицине» Гип­пократ объяснил возникновение медицины из материальных условий первобытного об­щества, в первую очередь ее связи с забота­ми о питании, об использовании продук­тов.

Отражая характерный для древнегрече­ских мыслителей стихийно-диалектический подход, Гиппократ понимал болезнь как об­щий процесс всего организма, склонялся к пониманию организма и процессов, в нем происходящих, в единстве и целост­ности.

По принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь организма определяет­ся четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь желтая и желчь черная. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех первичных начал природы:

тепла, холода, сухости, влажности.   Каждому из четырех соков соответствует определенный

«темперамент»: крови — сангвинический,   слизи (флегме)—флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический. Темперамент каждого человека определяется преобладанием у него соответствующего сока. Образование определенных темпераментов у людей, типов людей, Гиппократ связывал с физико-геогра­фическими условиями разных местностей и подчеркивал этим, что приро­да, окружающая человека, действует на него. Классификация Гиппократом «темпераментов» человека, как и лежащие в ее основе гуморальные пред­ставления, конечно, далеки от современных представлений.

Однако И. П. Павлов в своем учении об общих типах высшей нервной деятельности животных и человека указал, что Гиппократ в общем пра­вильно уловил основные типы: «Теперь можно ясно видеть, как греческий гений в лине (индивидуальном или сборном) Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Гиппократ знал систему органов движения — кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения перело­мов, закрытых и открытых, растяжений, вывихов. Об этом свидетельству­ет и «скамья Гиппократа»—применявшийся им станок для вытяжения и других ортопедических процедур. Много рационального содержится и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его богатом опыте и наблю­дательности. О наблюдательности Гиппократа дают представление его мет­кие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с ки­пением уксуса, плевритический шум трения—с хрустением кожаного ремня. Гиппократ выслушивал ухом грудную клетку — прием, долго не на­ходивший достаточного развития после него.

Многие «Афоризмы» Гиппократа свидетельствуют не только о боль­шой наблюдательности и опыте, ко и о ряде догадок, приближавшихся к верному пониманию сущности и причин некоторых страданий. Наряду с этим в «Афоризмах» и других произведениях встречаются   и   суждения,отражающие общий невысокий уровень анатомо-физиологических и меди­цинских представлений древнего мира.

Для косской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и в сущности отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Де­тально разработанный для разных случаев прогноз занимал большое место медицинской системе этой школы. Соседняя с косской, но противополож­ная ей по методу книдская школа, напротив, значительное место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик. Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, и то время как косская индивидуализировала его.

В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и внешней среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учиты­вать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески сти­мулировать «естественные способности» организма. Он остерегался насиль­ственно вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, при­зывая прежде всего «не вредить».

Гиппократ настаивал на систематическом и всестороннем наблюдении над больными. Для этого он рекомендовал врачу наблюдать больного как можно чаще, в различное время суток, во время сна и бодрствования, в са­мых различных состояниях. В соответствии с наивно-диалектическими воз­зрениями греческих философов Гиппократ смотрел на болезнь, как на явле­ние изменяющееся. Болезнь имеет начало, середину и конец, три стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения (crisis). Наблюдательность Гип­пократа позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного (fades Hippocratica), утолщение кон­цевых фаланг пальцев рук («пальцы Гиппократа»), «шум плеска» (succus-sio Hippocrati). Основное внимание Гиппократ уделял заболеваниям внут­ренних органов, общей терапии, акушерству и другим заболеваниям взрос­лых, хирургии.

Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался и педиатрией. Высказывания Гиппократа дают представление об уровне педиатрических знаний античного мира. Наряду с 'Сохранившимися предрассудками и не­научными пережитками они содержат ценные сведения. Гиппократ дал описание свинки. Особое внимание он уделял заболеваниям новорожден­ных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древности (Сорана Эфес-ского, Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Рази, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.

Признавая, что причины болезней всегда естественны, Гиппократ ос­нову излечения больного видел в использовании врачом природных свойств организма. Задача врача, учитывая особенности организма больного, по­мочь силами природы. Терапия Гиппократа отражала многое из прежнего опыта медицины. Основа терапии Гиппократа—вера в целительные свойства природы. «Природа—врач болезней», поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой.

Значительное место в терапии Гиппократ уделял диете, которую он по­нимал расширенно в смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима. Он не пренебрегал и лекарственным лечением. В этой области Гиппократ широко использовал опыт народной медицины. В «Гиппократо-вом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых в качестве лекарств: потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и т. п. В наружных средствах применялись соли металлов. Гиппократ назначал банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.

Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы ма­гического. Он придавал значение числам, считая, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.

Гиппократ применял метод лечения «противоположного противополож­ным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполне­ние... труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, про­тивоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, ^прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач»... Такой взгляд в последующем историческом развитии медицины сыграл положи­тельную роль, служа материалистическим противопоставлениям концепции идеалистической, в частности витализму и гомеопатии.

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для останов­ки кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижига­ния, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни.«В силь­ных болезнях нужны и ле­карства самые сильные».

Большое значение Гиппократ придавал про­гнозу, предсказанию, пред­видению врачом дальней­шего хода болезни. Этому вопросу Гиппократ посвя­тил особое сочинение «Про­гностика». «Мне кажет­ся, — писал Гиппократ, — что для врача самое луч­шее — позаботиться о спо­собности предвидения». В «Прогностике» получил отражение огромный вра­чебный опыт, накоплен­ный греческими врачами и систематизированный Гип­пократом.

В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ опреде­лил взаимоотношения вра­ча и больного, а также окружающих его и врачей между собой. «Клятва» не представляла оригиналь­ного произведения Гиппо­крата или его современни­ков: весьма сходного со­держания профессиональ­ные обязательства врачей встречались и в более ран­них источниках Египта и Индии.

Благодарственное  приношение  богам   (из  тер­ракоты), изображающее легкие и дыхательное горло. Древняя Греция.

гих стран, в том числе и России. В несколько измененном виде обя­зательство это сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство оканчивающих медицинские факультеты врачей.

Правила поведения врача по отношению к больному, указываемые Гиппократом, отражали всю противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого, как и вообще эксплуататорского строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления ее размера.

Гиппократ пытался найти единство во всем (Многообразии жизни, но ответ на эти вопросы он искал в догадках натурфилософии, преимуще­ственно у врача и философа Эмпедокла, в его учении о четырех стихиях как материальной основе мира. В соответствии с этим Гиппократ чисто умозрительно принял учение о четырех жидкостях, лежащих в основе жизнедеятельности человеческого организма (кровь, слизь желтая и чер­ная желчь) и четырех свойствах (холод и теплота, сухость и влажность). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и свойств и обуслов­ливало здоровье и болезнь, темперамент и конституцию.

Гален назвал Гиппократа истинным основателем теории элементов. Если Эмпедокл и считал, что во всех телах существуют четыре основные материи, то все же теория элементов Гиппократа отличается от предполо­жений Эмпедокла тем, что Гиппократ допускал образование тел через смешение этих основных материй. Эмпедокл же глубоко верил в неизмен­ность их, полагая, что тела могут смешиваться лишь механически. Кроме того, Гиппократ считал причиной телесных явлений не столько основные материи, сколько особенности и качества их.

Гиппократ на много веков определил направление развития медицины. В течение долгого времени представители медицины в своей деятельности неходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа—наблю­дение у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-диететические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и схоластической переработки последующих веков, сохранили свое значение до настоящего времени.

Учение Гиппократа сыграло исторически положительную роль. Основ­ные принципы учения Гиппократа предупреждали врачей против односто­ронних, .метафизических увлечений и ошибок, которых так много было в дальнейшем многовековом развитии медицины.

Развитие греческой медицины после Гиппократа. Медицина в Алексан­дрии. В древнегреческой медицине после Гиппократа продолжалась борьба материализма с идеализмом. Идеологию реакционной рабовладельческой аристократии Древней Греции и ее идеалистическую философию возглав­лял философ Платон (428—374 гг. до н. э). Платон отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира, по учению Платона, несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверхчувственные прообразы вещей. Материальный мир — не настоя­щий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей.

В своем произведении «Тимей» Платон затронул близкие к медицине вопросы. «Тимей» особенно полно отразил идеалистическое воззрение Платона. Все происходящие в здоровом и больном организме процессы Платон истолковывал идеалистически и мистически. Платон, долго живший в Египте, был знаком с египетскими воззрениями. В «Тимее» он развил учение о пневме, божественной душе. По Платону, пневма проникает в тело 54 человека, причем в мозгу сообщает ему способность чувствовать и мы­слить, в сердце согревает человека и в печени питает.

Здоровье и болезнь, по Платону, определяются потусторонним нача­лом, божественной душой—пневмой. Превращениями тан ев мы в организме и ее влиянием на различные органы Платон объяснял патологические явления. Причину болезни Платон видел в наказании, ниспосланном с неба. Лекарства не имеют никакого значения. Исцелять могут только об­ряды, гимны, музыка.

Исходя из своих классовых рабовладельческих воззрений, Платон в «Законах» Есе заботы о предупреждении болезней ограничивал только сословиями правителей и государственных стражей. Ремесленников Платон рекомендовал лечить только при легких заболеваниях, при тяжелых же заболеваниях для ремесленников, по мнению Платона, «лучше благоде­тельная смерть». Рабам, по Платону, знания не доступны и не нужны; не нужна им и настоящая медицинская помощь. Платон, таким образом, явился родоначальником реакционных течений в медицине.

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым вид­ным ученым древности. Он был энциклопедист и разрабатывал различные области знания. Сын врача, Аристотель получил также и медицинское об­разование. Он подвел итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, исто­рии и т. п. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведений того времени о неорганической и органической природе. В «Истории жи­вотных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях жи­вотных» — строение органов животных и их функции, работа «О проис­хождении животных» трактовала начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и идеализмом и в теории у него преобладают материали­стические тенденции. Но наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего «е делает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь». Церковная филосо­фия эпохи феодализма (средних веков) использовала это учение Аристо­теля и сделала его вместе с учением Платона о предсуществующих идеях одной из главных основ реакционной средневековой идеологии—схо­ластической философии, господствовавшей в средневековой меди­цине.

По Аристотелю, источником суждений являются наблюдение, опыт и наведение. Цель их служить орудием познания природы. Телеология Ари­стотеля приводила его к очень фантастическим объяснениям в области анатомии, эмбриологии и физиологии. Например, по Аристотелю грудо­брюшная преграда имеет назначение защищать благородные органы ^руд­ной полости от влияния вредных газов, поднимающихся из желудка. Гелеология Аристотеля проникла в медицину эпохи упадка рабовладель­ческого общества и длительно господствовала в схоластической медицине средневековья, благодаря чему сыграла большую роль в различных отделах медицины. В области естествознания учение Аристотеля в течение двух тысячелетий пользовалось величайшим почетом. В средние века Аристо­тель считался непререкаемым авторитетом.

Заключительный период истории Древней Греции носит название пе­риода эллинизма (IV—I века до н. э.). После завоевательных походов Александра Македонского (IV век до «. э.) влияние Греции распростра­нилось на Египет, Переднюю и Среднюю Азию. Из недолго просущество­вавшей огромной монархии Александра Македонского выделился ряд государств. Поработив население восточных стран, греко-македонские завоеватели создали ряд новых политических, экономических и культурных центров. Для эллинизма характерно сочетание культуры покоренных вос­точных стран с эллинской культурой. Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия.

Правители Александрии — Птоломеи в связи с экономическими и военными запросами государства покровительствовали развитию разнообразных областей знания.

Значительное развитие получила в Александрии также медицина, главным образом анатомия и хурургия. Александрийские врачи Герофил и Эразистрат наряду с лечебной практикой занимались запрещавшимися прежде вскрытиями трупов и даже вивисекциями. Они значительно приум­ножили знания врачей о строении организма, а отчасти о его функциях. Особенно большой след оставили исследования названных медиков в обла­сти изучения нервной и сердечно-сосудистой систем. В Александрии и дру­гих эллинистических государствах были аптеки, в которых работали врачи.

В I веке до н. э. политический и экономический центр древнего мира переместился в Римскую империю, завоевавшую и поработившую эллини­стические государства Востока. Однако культурное влияние эллинизма и особенно Александрии сказывалось во многих странах на протяжении нескольких веков.

Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. Так, несомненно влияние александрийской школы на виднейшего представителя медицины в Риме — Галена. Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы бы­ла идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вслед­ствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеа­лизма.

Герофил (около 300 г. до н. э.) был приверженцем гуморальной теории и последователем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством «сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питаю­щей. Герофил много занимался анатомией, описал сердце, кровеносные сосуды, легочную вену и артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы, желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), описал сетчатку и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку, проследил ход нервов, обнаружил их связь с головным и спинным мозгом. Он наблюдал сокращения сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью водных часов считал пульс и опи­сал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. В терапии Герофил ввел много лекарственных средств, был предшественником учения о спе­цифическом действии лекарств.

Эразистрат (умер в 280 г. до н. э.) производил вскрытия чело­веческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеваре­ния, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происхо­дит благодаря «давлению» желудка на пищу, путем механического пере­тирания нищи, описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы.

Эразистрат принимал учение о пневме. Пневма, «жизненный дух», входит в тело с воздухом, проходит в левую половину сердца и далее распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной бие­ния сердца, источником теплоты в теле, процессов питания и пищеваре­ния. Избыток или недостаток пневмы, неправильное и задержанное дви­жение, по мнению Эразистрата, япляется источником многих болезней. Эрази­страт различал в теле две системы: 1) сосудистую систему, артерии и брюшные органы и 2) нервную систему. Эразистрат считал, что артерии содержат пневму, вены—кровь. Вены, которые после смерти находили наполненными кровью, считались носителями теплоты. Артерии же, пред­ставляющиеся после смерти пустыми, казались египтянам, а позднее гре­кам и даже средневековым врачам наполненными пневмой, и их централь­ными пунктами считались крылья носа. Нужная (годная) пневма посту­пает   через   нос,   трахею   и   артериями   при   вдыхании   доставляется органам.

Излагая взгляды Эразистрата, Гален писал: «Было бы непонятно, как природа, которая ничего ненужного (излишнего) напрасно не делает, вдруг создала бы два рода различных сосудов, которые должны были бы нести одну и ту же влагу (кровь). Непонятно было бы, куда девается масса воздуха, которую мы постоянно вдыхаем, если бы не было особых сосудов, разносящих ее по всему телу, как бы совершались функции организма, как­ие при помощи этой пневмы, которая как учили все древние, служит место­пребыванием жизненной силы тела».

Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образо­валось пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из сосед­них вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме -закрыты, а при патологических процессах откры­ваются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха. Главной причиной болезней Эразистрат считал плетору, появ­ляющуюся в результате излишества в пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засо­ряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п.

 Медицина в Древнем Риме.

Под свою властью Рим объеди­нил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Брита­нии на севере до Египта на юге. В Древнеримском государстве рабовладельческая формация по­лучила полное н завершенное развитие.. ,

В Риме в условиях обшир­ного государства медицина по­лучила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладель­ческих государствах с их более низким уровнем производитель­ных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней 1 Реции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Вы­сокий уровень развития    госу­дарственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитар­ным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболева­ний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Были созданы военные госпитали (валетудинарии, буквально — здравницы), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п.

До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслу­живавших мирные нужды крупных городов римского государства и преж­де всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и сани­тарии: водопроводов, канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани-термы (с III ве­ка до н. э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи ку­пающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний и пр.

В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой во­дой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных меро­приятий входило в обязанность специальных городских   чиновников (не врачей) — эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиятров — главных врачей, наблюдавших за другими прачами. Впоследствии архиятры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возник­ших объединениях ремесленников.

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы—-снача­ла рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжиу; ино­странцы: преимущественно греки или выходцы из стран Востока—„ Малой Азии, Египта и др. Положение врачей в Риме отличалось от их Положе­ния в Древней Греции. В Греции врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и лечащего его врача; государство привлека­ло врачей к работе во время эпидемий или войн. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Рим(е меди­цина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями . Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль.

Философские учения древних римлян были тесно связаны с их политическими и естественнонаучными воззрениями.В  Риме происходила борьба «линии Демокрита» и «линии Платона», прогрес­сивных тенденций в науке и политике с регрессивными, реакцио>ННЬ1МИ тенденциями. В период упадка и разложения рабовладельческого обще­ства, когда существовала Римская империя, преобладали реакционные фи­лософские и социально-политические учения. Это нашло отражение и в медицине.

Материализм в медицине Древнего Рима. ск лепи а д. Медицина Древнего Рима была тесно связана с медициной Греции, однако oнa  имела и свои особенные черты.

Эпикур (341—270 гг. до н. э.) защищал материализм и атеизм Демо­крита от реакционных нападок со стороны мистиков и теологов, энергично боролся против учения Платона и критиковал идеализм Аристотеля. Ос­новой всего существующего Эпикур считал неделимые материальные частицы — атомы, движущиеся в пустоте. Все явления природы он объяс­нял различной формой, поворотом и положением атомов. Эпикур считал, что атомы неделимы, неизменяемы, обладают различными формами, чем и объясняется бесконечное множество разнообразных явлений природы. Эпикур утверждал, что прямолинейное — вследствие тяжести — движение атомов сочетается с их спонтанным, внутренне обусловленным отклоне­нием в сторону от прямой линии. В этом состоит существенное отличие его атомистической теории от взглядов Демокрита.

Атомистическое учение Эпикура было важным этапом в развитии древнегреческого материализма; оно укрепляло науку в борьбе против реакционных взглядов о мировом божественном двигателе. Учение о спон­танном отклонении атомов представляло собой материалистическую и сти­хийно-диалектическую попытку найти внутренний источник движения материи. Эпикур, как и Демокрит, признавал закономерность явлений при­роды. В эпикуровской теории спонтанного отклонения атомов обнаружи­вается догадка о .диалектическом характере движения материн. Вместе с тем эта теория преодолевала механистический детерминизм Демокрита. Классики марксизм;?-высоко ценили Эпикура. Маркс считал его величай­шим греческим просветителем. В. И. Ленин указывал, что главным в уче­нии Эпикура являлось признание того, что «бытие вещей вне сознания человека и независимо от него»1.

Учение Эпикура было передовым философским течением эллинистиче­ской эпохи и связано с развитием знаний о природе; оно было направлено против религии, против идеалистических систем реакционных философов, отражавших интересы привилегированных слоев рабовладельческого обще­ства. Позднее, во II веке до н. э., учение Эпикура стало идеологическим оружием демократии в Древнем Риме.

Материалистические воззрения Демокрита и Эпикура в Риме получи­ли дальнейшее развитие у Лукреция Кара (99—54 гг. до н. э.). Мысли­тель прогрессивных кругов рабовладельческого Рима Лукреций» явился главным представителем римского материализма и атеизма. Материалисти­ческий атомизм Лукреция и его представления в биологии и медицине по­лучили отражение в знаменитой поэме Лукреция «О природе вещей». В этой поэме Лукреций в популярной форме изложил основы атомистиче­ского учения: сведения о материи и ее строении из мельчайших, невиди­мых движущихся частиц, о некоторых явлениях физики, метеорологии, об элементах биологии — о происхождении животных, строении их тела и пр. С позиций атомистического учения Лукреций подходил и к вопросам медицины, в частности вопросам распространения заразных болезней. Лукреций признавал наличие в природе мельчайших, невидимых простым глазом частиц («семян»), из которых отдельные являются болезнетвор­ными и могут вызывать заразвш болезни. Эти «семена» образуются при гниении в почве и человек заража^гся ими либо путем непосредственного контакта, либо через воздух.

Асклепиад (128—56 г. до и. э.) в основу своих медицинских воз­зрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. Асклепиад происходил из греческого города Прузы в Малой Азии.

Аскле­пиад около VU г. до н. э. поселился в Риме, где занимался вра­чебной деятельностью. По учению Аскле­пиада, человеческий организм состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невиди­мым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то че­ловек здоров. Причину болезни Аскле­пиад видел в нарушении правильного расположения атомов, в смешении жид­ких и газообразных атомов и в наруше­нии движения атомов, их застое, кото­рый приводит к изменению плотных ча­стей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположе­ния их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от вредно­стей климата, местности и образа жизни человека — вредностей питания, недо­статка движения.

Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движе­ния и расположения атомов и рекомендовал разумное питание и возможно -большее пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы спо­собствовать движению атомов по порам и тканям. Видя ближайшую при­чину болезни в твердых частях, в тканях органов, Асклепиад рекомендовал освобождать поры, засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов.

Особое значение Асклепиад придавал «невидимому дыханию» кожи. Ото кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми омове­ниями, а затем и более сильными воздействиями, каковы растирание, по­тение, физические упражнения.

В соответствии с принципом Эпикура «жить рассудительно, прекрасно И приятно», Асклепиад ввел в медицине принцип «лечить безопасно, бы­стро и приятно» .В развитие этого принци­па он ограничил «опорожняющее» лечение, применение рвотных, слаби­тельных и кровопусканий и разработал систему лечения общеукрепляющего.Он рекомендовал соблюдать гигиену жилища (свет, воздух), гигие­ну тела (ванны, уход за кожей), применять массаж, активные и пассивные Движения н делать прогулки на воздухе. Асклепиад считал полезными ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и т. д. Если боль­ной не мог двигаться самостоятельно, Асклепиад советовал носить его и раскачивать. Большое место в системе Аскепиада занимало климатическое лечение наряду с физио- и бальнеотерапией, по современной терминологии, rv лекарствам он относился весьма осторожно и в некоторых случаях да-пал под видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это во всяком случае лучше, чем давать яды. Лечение по системе Асклепиада, противостоявшее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров»,, сделало его исключительно популярным в Риме.

Асклепиаду приписывают изобретение трахеотомии.

Основываясь на положении Эпикура, что природа может вредить, а вредные желания следует сурово подавлять, Асклепиад первый из вра­чей указал, что природа не всегда благожелательна и непогрешима, а, на­оборот, нередко способна мешать исцелению организма.

Асклепиад отверг идеалистические представления, что болезнь есть кара богов и, раз начавшись, должна обязательно пройти все фазы, закан­чиваясь смертью больного или его выздоровлением. По Асклепиаду, бо­лезнь может остановиться на любой фазе и развиваться в обратном на­правлении. Асклепиад пошел дальше Гиппократа и считал, что врачебным вмешательством можно прервать ход болезни. За эти мысли Асклепиад подвергся нападкам со стороны Цельса и Галена. Асклепиад и его школа представляли передовое материалистическое направление в медицине Древ­него Рима. Этому направлению противостояло реакционное идеалистиче­ское направление, которое особенно оживилось в период империи.

Цель с. Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н. э. 40—45 гг. н. э.), богатый рабовладелец, написал сочинение «О медицине» 1, в котором, кро­ме собственного опыта, использовал и опыт прошлого. В своем сочинении Цельс стремился дать полезные сведения рабовладельцам, которые вынуж­дены были лечить своих рабов, так как рабы стали дороги и лечить их стало экономически выгодно. Цельс собрал сведения по семиотике, диагно­стике, прогностике, диететике и методам лечения. Цельс дал описание неко­торых болезней. Часть труда Цельса посвящена хирургии и болезням» костей. Весьма интересна гигиеническая часть сочинения Цельса «Диетети­ка». Некоторые описания и определения Цельса вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени.

Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произве­дений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти1 произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и дру­гих врачей и ученых Александрийской школы.

С оран Эфесе кий. Во II веке н. э. в Риме жил греческий врач Соран Эфесский. Он был тонким наблюдателем и автором многих сочи­нений по гинекологии, акушерству и педиатрии. Работы Сорана содержат большой материал по диететике, уходу за новорожденными и грудными детьми. Сораном подробно разобраны многие вопросы: перевязка пуповины,, одежда ребенка, уход за ним, пеленание, отнятие от груди, питание детей, прорезывание зубов. Соран привел ряд доводов в пользу вскармливания детей наемными кормилицами, что объяснялось условиями врачебной практики Сорана, жившего и работавшего в Риме, где в те времена наря­ду с искусственным вскармливанием в богатых семьях широко применя­лась отдача детей кормилицам.

Богатый опыт Сорана виден в его описаниях поносов, сыпей, воспале­ния миндалин, искривлений конечностей и других болезней у детей. Соран Эфесский разрешил ряд вопросов патологии детского возраста, был сто­ронником рациональной диеты и разумного ухода за детьми.

Г а л е н. Крупнейший врач Рима Гален оказал большое влияние на развитие медицины. В средние века вплоть до XV—XVI вв. в медицине господствовал галенизм — искаженное схоластиками и церковниками уче­ние Галена.

Гален (131—201 н. э.) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путеше­ствовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Алек­сандрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отпра­вился в Рим, где и провел более 30 лет.

Освоив знания и опыт лучших врачей свое­го времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по ме­дицине, в которых собрал и расположил в си­стематическом порядке добытые до него меди­цинские знания по анатомии, физиологии, пато­логии, фармакологии, терапии, гигиене, акушер­ству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира   в  области

медицины. По многим вопросам Гален внес но Гален    (131—201) вое, что отражало его личный опыт и собственные наблюдения.

В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекар­ственных растений. В честь этого и в средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.

Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями,, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и фи­зиологии. Анатомические знания того времени получались преимуществен­но во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вслед­ствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разреша­лось производить вскрытие трупов людей.

Ко времени пребывания Галена в Александрии и там не было раз­решено вскрывать трупы казненных преступников.

В Риме Гален изучал анатомию человека на раненых гладиаторах, на телах мертвых младенцев, выброшенных на улицу, на людях, брошенных, на съедение диким зверям, на казненных преступниках и на трупах во время войны. Часть своих анатомических сведений Гален почерпнул,, вскрывая трупы животных, преимущественно обезьян. Гален описал мно­гие кости, дал им названия и подробно изучил мышцы. Менее точны све­дения Галена в отношении внутренних органов. Своими исследованиями он установил, что стенки желудка, кишок, артерий, матки и других орга­нов не однородны, а состоят из нескольких слоев, что в мышце имеются соединительнотканные волокна и разветвления нервов, а не одно мышечное вещество. Наблюдая органы невооруженным глазом, он приблизился к по­ниманию их строения из тканей. Он различал, хотя и нечетко, артерии и вены, частично проследил даже путь движения крови в организме. Гален уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы: им опи­саны мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепномозговые и спинномозговые нервы. Гален различал семь пар черепномозговых нервов,он считал источником всех нервов.

Значительны заслуги Галена в области физиологии.   Гален   первым *ЦМ эксперимент в физиологии. Это был острый вивисекционный экспери­мент на живых животных. Главным объектом для таких экспериментов ^ алену служили свиньи. В этих экспериментах Гален   положил    начало 'лучению физиологии различных систем организма,    в первую    очередь физиологии движения, сокращения мышц, физиологии дыхания и физио­логии нервной системы. Гален описал роль мышц в акте движения, выя­вил способность мышц сокращаться, действовать только в одном направ­лении, вызывать сгибание и разгибание, пронацию и супинацию. Изучая сокращение мышц, Гален установил связь сокращения произвольных мышц с нервами. Он описал механизм внешнего дыхания, понял роль ак­тивных движений грудной клетки и пассивный характер движения легких в акте дыхания. В этом Галену помогли наблюдения за дыханием у ранен­ных в грудную полость и у животных, которым   Гален   вырезал   часть

ребра. Гален   наблюдал   деятельность сердца у раненых гладиато­ров и у юноши, имевшего   врож­денный дефект грудины. Он уста­новил, что дыхание   представляет собой акт   произвольный,   и счи­тал, что природа устроила это с той целью, дабы можно было без вреда временно задерживать дыха­ние при продлении голоса, погру­жении в воду, прохождении   через дым, миазмы. Особенно много на­блюдений провел Гален   с целью изучения функций мозга и нервов; он установил, например, что пере­резка спинного мозга на   опреде­ленном, уровне ведет к нарушению двигательных   функций    (парали­чам   конечностей   и т. п.),   пара­личу дыхательных мышц, перерез­ка блуждающего нерва — к потере голоса,   чувствительности. В опы­тах   на   свиньях Гален   послойно удалял вещество мозга, перерезал спинной мозг на разных уровнях и наблюдал наступающие   при этом параличи мышц конечностей. Эти­ми экспериментами Гален устано­вил роль нервов в функции движе­ния.   «Без   нерва, — говорил   Га­лен,— нет ни   одного   движения, называемого произвольным». Сво­ими исследованиями и наблюдениями Гален   значительно   способствовал укреплению материалистических воззрений в медицине. Он описал многие анатомические структуры и понял их функции.

Гален жил в период упадка и разложения рабовладельческого обще­ства, что обусловило идеалистический характер его мировоззрения. В об­ласти философии Гален следовал за Платоном и Аристотелем: от идеали­стической философии Платона Гален взял учение о пневме и от Аристоте­ля—учение о целенаправленности. Проявлением пне