МЕДИЦИНА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Главная » История медицины » МЕДИЦИНА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
 

В условиях разлагающегося первобытно-общинного строя рабовла­дельческий строй был вполне закономерным явлением, так как он был шагом вперед по сравнению с первобытно-общинным строем. Рабовладель­ческий способ производства открывал более широкие возможности роста производительных сил по сравнению с первобытно-общинным строем. «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разде­ление труда между земледелием и промышленностью и таким путем соз­дало условия для расцвета культуры древнего мира — для греческой куль­туры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искус­ства и науки; без рабства не было бы и римского государства. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»

При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами (за исключением женщин). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу крупных земельных сообществ.

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытно-общинного строя к строю рабовладельческому. Народы и племена Востока ранее других, за 4000— 5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее Древние исторические памятники. Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ас­сирия и др.), в Египте, Индии и Китае уже в IV—II тысячелетиях до н- э. В I тысячелетии до новой эры рабовладельческий способ производ­ства господствовал в Закавказье (государство Урарту), с VIII—VII ве­ков до н. э. существовало   сильное    рабовладельческое   государство    в Хорезме. Культура рабовладельческих стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.

На Древнем Востоке рабовладельческий строй развивался в своеоб­разных формах: длительно сохранялись пережитки родового строя, отме­чалось прочное, хотя и пережиточное сохранение древней общины (сна­чала семейной, позднее сельской), здесь впервые общество разделилось на классы рабовладельцев и рабов, образовались своеобразные доистори­ческие государства, где отмечалось медленное прогрессивное развитие, преобладали натуральное хозяйство и примитивная меновая торговля. Преобладающим политическим строем была деспотическая монархия с пе­режитками родового строя. Власть деспота оправдывалась и обосновыва­лась религией, царь считался воплощением бота на земле и правил в ин­тересах рабовладельческой знати.

Огромную роль в рабовладельческих странах Востока играла жре­ческая аристократия. Жрецы были влиятельной кастой. Сила жрецов основывалась на экономической мощи храмов, обладавших большими богатствами: землей, рабами, скотом, кораблями и т. д. Обширные хо­зяйства принадлежали храмам, велись на основе рабского труда.

История зарождения, возникновения и развития философской, есте­ственнонаучной и медицинской мысли в первых рабовладельческих госу­дарствах Древнего Востока — Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии, как и дальнейшая история культуры восточных народов, раскры­вает значительную плодотворную роль Востока в истории мировой куль­туры, науки и философии. Уже за несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материалистиче­ского миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Составляя единое целое с естественнонаучными представлениями, эти взгляды спо­собствовали борьбе против идеализма и религии и расчищали почву для развития науки.

В эпоху рабства в классовом обществе сложились и оформились ма­териализм и идеализм как более или менее цельные мировоззрения. Философские взгляды древних первоначально носили характер стихийно-материалистических тенденций, ведущих свое начало от наивного реализма первобытных людей.

Материалистическая философская мысль Древнего Востока, рассмат­ривавшая мир таким, каков он есть, была проникнута стремлением понять его как движущееся и развивающееся целое, вечно меняющее формы своего проявления. Материалистические направления философской мысли Древнего Востока еще не могли опереться на систему естественнонаучных знаний, которые находились тогда в зародышевом состоянии, но были тесно связаны с накопленными многолетним опытом сведениями о свойст­вах природных тел и явлений.

Материалистические учения противопоставляли идеализму представ­ление о материальности мира, материалистический детерминизм, доказы­вающий объективную закономерность всего существующего, и вселяли в людей веру в их способность познавать явления природы. Материализм признавал силу человеческого познания и был связан с первоначальными научными знаниями эпохи. Он отвечал интересам и потребностям передо­вых слоев рабовладельческого общества, выступавших за прогресс мате­риального производства и культуры всей общественной жизни. Развитие материалистического мировоззрения было связано с борьбой передовых сил рабовладельческого общества, боровшихся за развитие ремесла, тор­говли, научных знаний против политического и экономического засилья косной рабовладельческой знати, заинтересованной в застое общественной жизни.

В рабовладельческих государствах народная медицина продолжала оставаться основой врачевания. В периоде разложения первобытно-общин­ного строя и превращения его в классовое рабовладельческое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, преимуще­ственно женщинам, постепенно сосредоточивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В дальнейшем занятие медициной выделилось из числа остальных профессий того времени, по­явился врач-профессионал. Эта новая профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в государстве. Свою медицинскую под­готовку врачи-профессионалы получали в семье. Врачебные знания пере­давались из поколения в поколение и дополнялись. Глава семьи передавал врачебный опыт своим сыновьям и дочерям, обучал их лечебным прие­мам, сообщал им секреты приготовления лекарств. Из поколения в по­коление этот материал накапливался и становилось трудно удерживать его в памяти. В связи с этим после возникновения письменности появи­лись первые записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. В медицине рабовладельческого пе­риода применяли лекарственные вещества в основном растительного про­исхождения, реже — животного происхождения (молоко, масло, шпанские мушки) и некоторые минеральные вещества (ртуть, мышьяк).

В рабовладельческих государствах Древнего Востока продолжала совершенствоваться помощь беременной женщине, установились гигиени­ческие советы для женщин в период беременности и родов, вырабаты­вались приемы вмешательства при трудных родах, при неправильном по ложении плода. Врачи того времени в случаях тяжелых родов делали попытки поворота плода на ножку, кесарево сечение и эмбриотомию.

Медики рабовладельческого периода знали хирургию и применяли ее в условиях мирной жизни и на поле боя, удаляли стрелы, перевязывали раны, останавливали кровотечение. На территории Ассиро-Вавилонии, Египта, Армении, Грузии, Азербайджана, Хорезма, Индии археологи обнаружили много хирургических инструментов, относящихся к рабовла­дельческому периоду (ланцеты, пинцеты, ножницы и т. п.). Во время хирургических операций употреблялись средства, снижающие болевые ощущения у пациента: опий, белена, конопля, настой из корней ман­драгоры.

В течение длительного времени в рабовладельческом периоде меди­цинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины.

С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезней. В мифологических представлениях появились злые боги (демоны) болезней и добрые боги здоровья. Народ связывал свои представления о здоровье и болезни с явлениями природы: богом здоровья был бог солнца, бог плодородия. Для жреческой, храмовой медицины основу представлений о болезни составляли демонологические воззрения на сущность болезни: болезнь представлялась злым духом, вселившимся в тело человека и вызывающим болезненные ощущения и явления; болезнь считалась следствием гнева богов, наказанием, послан­ным божеством. Дифференциация общественных функций в рабовладель­ческом обществе повела к тому, что в мифологии появилось множество богов, «ведающих» отдельными областями жизни: боги здоровья, боги — покровители медицины, боги врачей, покровители больных людей, богини-покровительницы беременных жсш.пин. Жрецы, являвшиеся часто наибо­лее сведущими для своего времени людьми, считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприно­шений умилостивить богов и, следуя указаниям оогов, возвращать утра­ченное здоровье.

Медицина в рабовладельческих государствах Востока долгое время находилась в руках служителей религиозных культов, жрецов и играла роль орудия для удержания народа в страхе и для достижения корыст­ных целей. Жрецы стремились сосредоточить в своих руках дело враче­вания, так как это являлось одним из средств эксплуатации народа я приносило храмам и их служителям жрецам большие доходы.

В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождавшиеся магическими действиями, гадания­ми, толкованием снов, различного рода «чудесами», «откровениями» и т. п. Однако все более и более затемняя истинные причины болезней демонологическими представлениями, используя стремления больных лю­дей получить исцеление, стремясь сохранить и расширить клиентуру хра­мов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные лечебные приемы и целебные средства народной медицины. Борясь за сосредоточение в храмах враче­вания и лечебной помощи, борясь и конкурируя с представителями народ­ной эмпирической медицины, жрецы многое взяли из народной медицины, отбирали из нее лечебные средства, подмечали различия^ между ними. На известном этапе жрецы стали хранителями знаний о природе, ее наблюдателями и с появлением письменности записали народный опытв области врачевания.

Выдающимся достижением культуры рабовладельческого периода на­родов Древнего Востока было изобретение письма. Народы Древнего Востока оставили много письменных памятников, которые вместе с архео­логическими материалами дают сведения о медицине народов этой эпохи.

Медицина того времени поэтому чаще всего предстает перед нами в мистической оболочке. Для правильного понима­ния прошлого медицины рабовладельческого периода нужно уметь отде­лять объективные факты от элементов мистики.

Одним из источников доходов храмов были приношения верующих. Драгоценности, статуи и другие предметы люди приносили в храмы, прося исцелить их от болезней и в память об умерших. Больные, надеясь полу­чить исцеление, жертвовали изображение больного органа, глаза, уха, сердца, матки, конечности и т. п. Обычай приношения посвящений был особенно распространен в местах, известных древними культами, хра­мами, «чудотворными» статуями богов. Такие места массового поклоне­ния широко использовались жрецами. Вблизи их обычно располагались храмовые мастерские, изготовлявшие предметы для посвящений, которые покупались паломниками.

Медицина в Китае.

В Китае рабовладельческий строй укрепился в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Пережитки родового строя в Китае переплетались с рабовладением. В период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысяче­летий. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в мо­нополию небольшой группы жрецов и ари­стократов.

Китай имел торговые связи со мно­гими странами: с Индией, странами Сред­ней Азии (Ферганой), Персией, Сирией, а позднее через них с Римской империей. Широко славились китайские шелка, гон­чарные, костяные изделия, позднее фаянс и фарфор. В Древнем Китае были изве­стны порох, бумага и компас (магнитная игла). Больших успехов достигли в Древ­нем Китае математика, астрономия, исчис­ление времени: еще во II тысячелетии до н. э. были составлены карта звездного не­ба, календарь.  Расширились    географиче­ские знания (составление карт, отдельных описаний),       улучшилось       земледелие. В Древнем Китае достигли развития так­же и агрономические,    биологические    и другие   знания.   Все   это способствовало распространению материалистических идей в Древнем Китае. Известное развитие по­лучила и медицина.

Китайцы, как и другие народы древ­ности, уподобляли организм миру в ми­ниатюре, а все процессы в организме — взаимоотношению «первоэлементов». Ки­тайцы насчитывали их пять: огонь, земля, вода, дерево, металл. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоян­ная борьба двух полярных сил; здоровье или болезнь определялись их соотноше­нием.

Болезни де­лились в основном на эти же две группы: «ян» и «инь»- Болезни первой группы можно определить как характеризующиеся повышенной функцией, второй группы — пониженной функцией организма.

Существовали анатомические   и   фи­зиологические    представления;     китайцы знали, что сокращение сердца    является причиной движения крови и др. В   ки­тайских анатомических   рисунках   наряду с более или менее правильными изобра­жениями  одних частей имелись ошибоч­ные изображения других. Анатомические атласы, на протяжении веков многократно перерисовывавшиеся, дошли до последне­го времени. В диагностике большое вни­мание   уделялось    пульсу.   Различалось много видов пульса — в зависимости   от характера болезни, конституции больного, времени   года, часа дня и др.; о пульсе было написано много исследований. Ос­матривали язык и естественные отверстия организма —ноздри, уши, глаза, рот, вы­деления — испражнения и мочу. Моча ис­следовалась на вкус:    устанавливали   ее кислый и сладкий вкус и др. При исследо­вании  мочи  часто    различались    пробы: утренняя,   дневная, вечерняя, ночная.

Много внимания китайской медициной уделялось общему гигиеническому   режи­му—«разумной умеренности»,    правиль­ному распорядку работы,    отдыха,   сна, правильному питанию.   В китайской   ме­дицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, гимнастике. Лечение в усло­виях рабовладельческого строя было    доступно    исключительно    рабо­владельцам.

Известное благоустройство, имев .несся в некоторых древних китай­ских   городах,   свидетельствует   о   зачатках   общественной     гигиены.

В Китае существовало государственное медицинское учреждение; основным назначением его было обслуживание императорского двора, но на деле функции его были шире и включали различные вопросы меди­цинского дела, по тем или иным причинам иногда попадавшие в поле зрения государственной власти (например, эпидемии). Широкое распро­странение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболева­ния оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспен­ных пустул больного.

Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. У китайских врачей были методы лечения, основанные на богатом опыте: применение ртути для лечения сифилиса, серы для лечения чесотки, изоляция больных при лечении про­казы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества ра­стительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, приме­нявшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадоч­ные заболевания и др.). Применялись лимонник, камфара, ревень, имбирь, индийская конопля, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и т. д. Из лекарств животного происхождения применялись панты — рога моло­дого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее (при кро­вохарканье) применялся костный клей (желатина). В ходу были и раз­нообразные минеральные вещества — ртуть, сурьма, железо, сера, маг­незия.

Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-нзютерапия — иглоукалыва­ние и прижигание. Назначение уколов — облегчить передвижение по со­судам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и тем самым устранить причину заболевания. Уколам приписывается также влияние, стимулирующее, регулирующее, координирующее деятельность нервной системы. На теле человека на­считывается более 600 «жизненных точек», подлежащих уколам в разных случаях. Издавна в Китае имелись рисунки и модели тела с нанесенными на них точками для уколов. Наряду с уколами в китайской медицине при­меняется прижигание (мокса) тех же «жизненных точек» на теле заж­женными палочками высушенной полыни или особой пакли. Уколам и прижиганиям приписывается не столько местное, сколько общее действие.

В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем и т. п. Под наркозом делались операции в грудной и брюшной полостях. Позже, в связи с религиозными запре­тами в эпоху феодализма, развитие хирургии приостановилось и хирурги­ческая деятельность ограничилась такими элементарными вмешательст­вами, как, например, вскрытие абсцесса.

В китайских лечебниках встречаются указания на передачу некоторых болезней через одежду. Отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы и некоторых других заболеваний в портовых городах.

Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами. Весьма давнего происхождения и китайская ап­тека как специальное учреждение. Врачи, как и в других странах, были первоначально светскими практиками-эмпириками типа ремесленников, но были и врачи-ученые. Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими сред­ствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и круп­ным трудом («Шаньхань-лунь») на эту тему, и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «Хуан-ди Нэй-цзин» («О при­роде и жизни»), переработанная в VIII веке врачом Ван Бином.

По мере усиления рабовладения, а вместе с ним и религии преобла­дающая роль в китайской медицине перешла к жрецам. Религиозные си­стемы в Китае были представлены конфуцианством и даосизмом, возник­шими в VI—V веках н. э., но получившими основное развитие позднее. В I веке н. э. из Индии был занесен в Китай буддизм. Медицинская дея­тельность сосредоточилась в храмах и монастырях. Значение жрецов и мо­настырей в медицине усилилось в эпоху феодализма, особенно с IV—VI веков н. э. В древние медицинские книги светского содержания при их переписывании включалось все больше религиозных наставлений. В пе­риод феодализма часть представителей медицины в Китае была связана с официальными религиями и деятельность их характеризовалась чертами застоя.

Светские врачи и светская медицина в Китае, однако, сохранились. Источником светской медицины служил накопившийся многовековой опыт народа и профессионалов-лекарей. Идейным подкреплением светской ме­дицины были древние материалистические течения, достигшие в Китае большего развития, чем в других странах Древнего Востока.

В XVI веке были обобщены накопленные китайской медициной обширные познания в области лекарственных растений. Составленная ученым Ли Шп-Чженом фармакопея «Бэн-Цао-ан-му» включает 52 тома.

С экономическим и политическим проникновением в Китай капита­листических государств (XIX в.) полуколониальное порабощение страны отразилось и на состоянии медицинского дела и здоровья населения. Особенно это сказалось в массовом отравлении населения опием, приняв­шем грандиозные размеры со второй половины XIX века и особенно при господстве реакционного Гоминдана.

В настоящее время, с освобождением Китая от внутренней реакции и хищнического иноземного империализма, с укреплением народно-демо­кратического строя, ростом народного благосостояния и культуры, при дружественной бескорыстной помощи Советского Союза здравоохранение Китая быстро развивается и крепнет. Наряду с внедрением всех достиже­ний современной медицинской науки в новом Китае используется и все Ценное из богатого наследия древней китайской медицины.

Медицина в Индии.

К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.

Население рабовладельческой Индии делилось на касты: брахма­нов — жрецов; воинов — кшатрии, свободных крестьян, ремесленников и торговцев — вайшьи, рабов — шудра, даса — совершенно бесправную ка­сту, обязанную «со смирением» обслуживать остальные. Не только браки, но и другие формы общения (например, совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными и ра­бами были запрещены и карались. Кастовое деление пережило рабовла­дельческий строй. Как способствующее эксплуатации трудящихся масс оно сохранилось в Индии также в условиях феодализма и капитализма, в частности его старались всячески поддерживать английские колони­заторы.

Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000—500 лет до н. э.), «Веды» — сборники бытовых и религиозных предписаний, часто в художественной форме, произведения народного эпоса, законы Ману, дошедшие до нас в более поздних пере­делках первых веков н. э. По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного. Положение врача в индусском рабовладельческом обществе обрисовано в «Риг-Веде»: «Наши желания различны: возчик жаждет дров, врач — болезней, а жрец — жертвенных возлияний». Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воз­душного (газообразного, аналогично «пневме» древних греков), слизи и желчи. Три органических начала считались ближайшим образом связан­ными с основными элементами или стихиями природы.

Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические пред­писания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.

Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены обще­ственной. При раскопках в Махенджо-Даро (в северо-западной Индии) обнаружены относящиеся к концу IV — началу III тысячелетия до н. э. следы благоустройства крупного древнеиндийского города: была орга­низована городская канализация, причем главные магистрали этих труб достигали в диаметре 2 м. Каждый дом имел бассейн.

Религия в Индии, сначала брахманизм, позднее сменивший его буд­дизм, как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину. Поэтому в дошедших до нас текстах «Вед» (в более поздней их редакции) и в большинстве других документов, посвященных медицине, к собственно медицинским моментам присоединены молитвословия, заклинания и т. п.

Материалистическая мысль в Древней Индии была неразрывно свя­зана с зачатками естествознания. Имеются прямые свидетельства о нали­чии у древних индийцев некоторых медицинских представлений, анало­гичных тем, которых впоследствии придерживался Гиппократ.

Источником сведений по медицине древней Индии является письмен­ный памятник Аюрведа («Знание жизни»), составление которого отно­сится к IX—III векам до н. э. Известны три редакции Аюрведы. Наиболее полную редакцию написал врач Сушрута. Его книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины имеются элементы рациональной медицины, опираю­щиеся на многовековой опыт народа.

Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены. Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.

В Аюрведе описаны признаки более 150 остры" и хронических, об­щих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых орга­нов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. При­менялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индий­ской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуж­дающие средства, которые применялись в различных формах (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.

В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов. Врачи Древней Индии умели производить много хирургических операций: кро­вопускание, ампутация, грыжесечение, камнесечение, лапаротомия, удале­ние катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа и губ («индийский способ»), знали ряд акушерских приемов (повороты плода на ножку и головку, операции краниотомии и эмбрио­томии). Приписываемое римскому автору К. Цельсу описание классиче­ских признаков воспаления (краснота, припухлость, жар, боль и наруше­ние функции) приведено в Аюрведе. Там же описаны широко распро­страненные позднее в эпоху феодализма в Европе способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, и заливание ран кипящими жидко­стями, а также специфическое для китайской медицины лечение игло­укалыванием.

У индийцев вскрытие трупов не преследовалось, но способы анато­мирования были несовершенны. Труп подвергался мацерации в течение / суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс есте­ственного разложения. Анатомические термины, встречающиеся в «Ве­дах», свидетельствуют о наличии неточных анатомических знаний (в том числе о головном и спинном мозге).

В Аюрведе содержатся правила поведения врача, от которого тре­буются высокие моральные и физические качества, говорится о подго­товке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному  сословию.

Медицина в Месопотамии. В конце III и начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I ты­сячелетии до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культур­ном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.

Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Двуречье Гнгра и Ефрата, за 20—17 веков до н. э.

Духов (благодетельных и злых, богов и дьяволов), а направляются в своем течении влиянием небесных светил Болезнь всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные меро­приятия; чтобы излечить больного, следует прежде всего изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении приме­нялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепи­лись и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвен­ных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли гли­няные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каж­дой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских шко­лах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими пред­ставлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни и при­меняла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и облива­ния, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.

До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства — законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке ДО н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные, еще бо­лее древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собрание статей судебника, вырезанных клино­писью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности  врача и его судебной  ответственности  в разных случаях.

Геродот, греческий историк, живший в V веке до н. э., описал свое­образный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по личному опыту «в силу отсутствия в Вавилоне врачей».

Врачи в Вавилоне были недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты.В вавилонских, а позднее в ассирийских медицинских клинописных записях на обожженых плитках встречается перечень симптомов заболе­ваний: боли в желудке (указываются даже места — «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминается кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу. Часто описывается лихорадочное состояние. Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало известные анатомические познания.

Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.). Считалось, что противное больному должно быть противно и за­севшему в нем демону. У ассиро-вавилонян ме­дицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось поло­жению светил и специальному астрологиче­скому календарю (счастливые и несчастные чис­ла для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возник­новение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла затем в обиход других на­родов и в последующие эпохи занимала боль­шое место, в частности в медицине.

При раскопках крупнейших городов (Ва­вилона, Ниневии) обнаружены следы благо­устройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб; имелись за­коны об удалении из городов больных зараз­ными болезнями, в первую очередь «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.

Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипяче­ние, фильтрация и др. Различался прием ле­карств натощак и после еды. Описаны поильник Для больных и другие предметы ухода.

При раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбаиипала в Ниневии (VII век до н. э.) найдены обожженные плитки с записями кли­нописью, в том числе около 1000 с медицин­скими. Эти тексты медицинского содержания отражают преобладание культовых моментов в медицине  над    эмпирическими    наблюдениями.

В некоторых текстах имеется пря­мое указание, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного».

Медицина в Древнем Египте.

Куль­тура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древ­ние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое по­черпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими зна­ниями, древние египтяне обладали позна­ниями в области медицины. Приемы вра­чевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользова­лись высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшие­ся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древ­него царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о меди­цине в Египте,   как и о древнеегипетской культуре в целом,   являются   иероглифи­ческие надписи    на саркофагах, пирамидах и других строениях и в пер­вую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папи­русы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым яв­ляется Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных но размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, най­денный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени бо­лее древнего папируса, приписываемого Имготепу. Написанный позд­нее— около 1450—1350 гг. дон. э.— папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним докумен­том по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200—1300 лет до н. э.Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существо­вавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы различаются и по характеру трак­товки медицинских материалов, отражают различные воззрения на бо­лезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения ми­стического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магиче­ские процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Тра­пов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».

По мере развития и укрепления рабовладельческого строя и в связи с ним религии усиливались и элементы медицины храмовой, жреческой. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков и связанная со стихийно-материалистическими представления­ми. Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни — следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естествен­ные причины болезней; была известна роль кишечных паразитов. По ана­логии с изгнанием кишечных паразитов лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих В Египте существовали представления о четырех ментах мира — воде, земле, воз­духе, огне. В связи с этим воз­никли и зачатки гуморального учения о четырех основных со­ках, носителях этих элементов, о составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или болезнь. Наряду с гуморальным учением в Егип­те создалось учение о пневме — особом содержащемся в возду­хе невидимом и невесомом веще­стве, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменены свой­ства крови и пневмы. Этими представлениями определялся " характер терапевтических воз-Действий. Задача лечения пони­малась в том, чтобы вызвать выделения из организма боль­ного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить 'Дурную кровь».

Рисунки медицинскою содержания на Куль-Обской вазе: удаление зуба, пере­вязка голени.

благоприятной, Египетскими врачами применялись клизмы не только с лечебными целями, но и в целях очищения кишечника. Для того чтобы заблаговременно удалить «испорченные вещества», давались рвотные, сла­бительные, мочегонные, потогонные средства. Применялись также кро­вопускания—для удаления «испорченной крови».

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существо­вать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в кото­рое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложе­ния применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого харак­тера, охватывало только привилегированную верхушку — царей (фарао­нов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт баль­замирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терми­нов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании неко­торых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако зна­ния по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяже­лые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накоп­ляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом учеиому врачу Имготепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций. В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имготепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, мо­гущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреж­дается все тело.

Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в городах Мем­фисе, Гелиополисе, Саисе при храмах существовали школы для подго­товки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков,  евреев  и арабов.