МЕДИЦИНА В XX ВЕКЕ

Главная » История медицины » МЕДИЦИНА В XX ВЕКЕ
 

В течение последней трети XIX века совершился переход от домоно­полистического капитализма к монополистическому. Монополистический капитализм, или империализм, есть высшая стадия капитализма. В конце XIX — начале XX века монополистический капитализм сложился оконча­тельно. В своем труде «Империализм как высшая стадия капитализма» В. И. Ленин дал исчерпывающий научный анализ экономической и поли­тической сущности империализма, его закономерностей и неразрешимых противоречий. По классическому определению В. И. Ленина, основные экономические признаки империализма следующие: «...

1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;

2) слияние банковского капитала с промышленным и создание иа базе этого «финансового капитала» финансовой олигархии;

3) вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение;

4) обра­зуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;

5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капитали­стическими державами»

Основной экономический закон монополистического капитализма заключается в обеспечении максимальной капиталистической прибыли пу­тем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного  хозяйства.

В период империализма медицина капиталистических стран испытала сложные влияния. С одной стороны, развитие естественных наук, техни­ческих достижений, поднятие материального уровня жизни населения в главных странах капиталистического мира привели медицину к ряду достижений. Однако в условиях капиталистического общества многие из этих достижений остаются доступными только для правящей верхушки богатого меньшинства населения и не затрагивают малообеспеченного боль­шинства населения. С особой силой это выражено в колониальных и зави­симых странах. С другой стороны, идеология правящих кругов империали­стических государств вовлекает в сферу своего воздействия многих врачей этих стран. Под ее влиянием врачи отходят от прогрессивных материали­стических воззрений и забывают основные задачи медицины. В современ­ной медицине капиталистических стран отмечаются идеологические извра­щения, заслуженно оцениваемые как явления кризиса буржуазной меди­цины в эпоху империализма.

Достижения медицины в XX веке. В XX веке в основных капитали­стических странах значительно снизилась общая и детская смертность,, особенно смертность от инфекционных болезней. Это наиболее ярко про­явилось в тех странах, где трудящиеся добились медицинского обслужива­ния в виде социального страхования или в других формах. В меньшей мере это отмечается в бывших колониальных и слаборазвитых странах и почти не улучшилось положение в колониальных странах.

В первой половине XX века в медицине достигнуты большие успехи в отношении распознавания болезней, понимания их патогенеза, их лече­ния и предупреждения. Развитие физиологического и патофизиологическо­го эксперимента позволило врачам углубить понимание патогенеза ряда заболеваний. Микробиология способствовала дальнейшему выяснению этиологии и патогенеза многих инфекционных заболеваний. В 1915 г. чеш­ским ученым С. Провачеком был открыт возбудитель сыпного тифа, на­званный в его честь риккетсией Провачека. В 1917 г. австрийский невро­патолог К. Экономо описал эпидемический энцефалит. В том же году канадский бактериолог Д'Эрелль подробно изучил явление бактериофагии. Во ^ремя войны 1914—1918 гг. были изучены возбудители геморрагиче­ского спирохетоза, газовой гангрены.

Захват колоний и проникновение европейского капитала в колонии было затруднено наличием в странах жаркого климата многочисленных так называемых тропических заболеваний инфекционного и паразитар­ного происхождения. От этих заболеваний, широко распространенных среди местного населения колоний, страдали колонизаторы и их войска. Освоение колоний привело к необходимости изучать эти заболевания, в частности болезни, вызываемые паразитами животных. Наибольшее вни­мание в этом отношении привлекла малярия, от которой страдало населе­ние большинства колониальных стран. В 1898 г. в Северной Африке фран­цузский врач А. Лаверан открыл возбудителя малярии. В 1898 г. англий­ский паразитолог Р. Росс показал, что переносчиком малярии у птиц яз-ляются комары и изучил цикл развития паразитов в теле комара. Итальянский зоолог Д. Б. Грасси показал, что малярийные паразиты у человека проходят такой же цикл развития, как и у птиц. Таким путем была установлена этиология малярии и определено направление как ле­чебных, так и предупредительных мероприятий в борьбе с малярией. В 1894 г. была открыта трипанозома африканской болезни «нагана», в 1904 г. — трипанозома сонной болезни. В 1898 г. русский врач П. Ф. Боровский в Средней Азии открыл возбудителя пендинской язвы, в 1903 г. английский врач У. Б. Лейшман вновь описал этих паразитов, получивших название лейшманий. В 1905 г. немецкий протистолог Ф. Шаудин открыл бледную спирохету сифилиса. В 1881 г. кубинский врач Финлей показал, что желтая лихорадка передается комарами особого вида. Бразильский врач Чагас изучил ряд заболеваний, вызываемых трипанозомами. Отечественные врачи (П. Ф. Боровский, Г. Н. Габричев­ский, Е. И. Марциновский и др.) многим способствовали изучению пара­зитарных заболеваний, встречающихся в нашей стране. Паразитология получила дальнейшее развитие в советское время благодаря работам Е. Н. Павловского, К. И. Скрябина и их многочисленных учеников.

Выявлена роль не только основных питательных веществ (белков, жи­ров, углеводов), но и минеральных частей пищи, в том числе тех, которые встречаются в человеческом организме в малых количествах (микроэле­менты). В XX веке создано учение о витаминах и показана их роль в i предохранении от болезней и их лечении. Русские врачи В. В. Пашутин и Н. И. Лунин показали, что в пище имеются особые незаменимые вещества, отсутствие которых вызывает заболевание животных (Н. И. Лунин, 1880). В 1906 г. англичанин Хопкинс установил, что кормление крыс искусствен­ным молоком вызывало у них замедление роста и падение веса, а добав­ление небольшого количества натурального коровьего молока восстанав­ливало функции. В 1912 г. польский физиолог К. Функ убедительно пока­зал роль недостающих при таком питании веществ и назвал их витамина­ми. В 1929 г. венгерский ученый Сент-Дьердьи получил витамин С из над­почечников и установил, что он является аскорбиновой кислотой. Иссле­дователи открывали витамины, устанавливали их роль, их химическую природу, стали получать их синтетическим путем. Учение о витаминах да­ло правильное представление о ценности различных пищевых продуктов, ••возможность предупреждать развитие    авитаминозов    и    гиповитаминозов(цинга, бери-бери я т. д.) и установило роль витаминов в сопротивляемо­сти организма, в частности против инфекционных заболеваний. На базе этих теоретических исследований создалась обширная отрасль химико-фармацевтической  промышленности — витаминная.

В XX веке найдены специфические способы лечения многих заболе­ваний. Наиболее широкое развитие и распространение получили средства против инфекционных заболеваний. Подверглись научной разработке и широко вошли в практику медицины биологические методы лечения и предупреждения болезней (сыворотки, вакцины, другие препараты бакте­риального происхождения). В 1901 г. бельгийский ученый Т. Борде сов­местно с Жангу открыл фиксацию алексина посторонними антигенами. На основании этой реакции немецкий микробиолог А. Вассермаи в 1906 г. предложил серологическую реакцию для распознавания сифилиса. В 1902 г. французский физиолог Ш. Рите открыл явление анафилаксии. Венский педиатр К. Пирке расширил и углубил понятие анафилаксии, предложил для этого явления название аллергии. Пирке рекомендовал применять аллергическую реакцию при кожной пробе на туберкулин для установле­ния восприимчивости человека к туберкулезу (реакция Пирке), впослед­ствии получившую широкое распространение. В 1903—1904 гг. английский патолог А. Э. Райт, изучая защитные свойства сыворотки при иммуните­те, открыл опсонины и предложил изготовлять аутовакцины. В 1921 г. французские ученые А. Кальметт и Герен многолетним культивированием на особой питательной среде из желчи получили ослабленную вакцину штамма бычьих туберкулезных микробактерий (бацилла Кальметта—Гере-на, БЦЖ). Применение этой вакцины у детей резко снижает их заболе­ваемость туберкулезом. Вслед за французскими советские специалисты изучили действие вакцины БЦЖ и с 1926 г. стали применять ее. В СССР и ряде других стран введение этой вакцины обязательно. Широкое при­менение вакцины БЦЖ резко снизило заболеваемость туберкулезом в дет­ском и подростковом возрасте.

Предложенная в конце XIX века лечебная сыворотка против дифте­рии оказалась недостаточной. Встал вопрос о предохранительной вакци­нации против дифтерии. В 1923 г. французский микробиолог Г. Рамой предложил использовать для этой цели анатоксин. Постепенно активная иммунизация детей анатоксином распространилась в большинстве высоко­развитых странах, в результате чего заболеваемость дифтерией резко снизилась. Для предупреждения инфекционных болезней стали проводить вакцинацию ослабленными или убитыми культурами возбудителей. Пред­охранительные прививки получили широкое применение против многих заболеваний: брюшной тиф, холера, паратифы, туберкулез, столбняк, дифтерия.

Разработаны вопросы о роли желез внутренней секреции, и широкое лечебное применение получили приготовляемые из них препараты. После изучения Броун-Секаром в конце XIX века секреции щитовидной железы, надпочечников, яичек и других желез внутренней секреции созданная им эндокринология получила большое развитие: были открыты гормоны гипо­физа, яичников, поджелудочной железы, паращитовидных желез и других органов. Многие гормоны применяются в лечебных целях. Открытие гор­монов вызвало создание крупных фабрик, где перерабатываются органы животных для извлечения из них гормонов. Получение гормонов создало возможность специфического патогенетического лечения болезней, связан­ных с нарушением деятельности Желбя внутренней секреции.

Медицина в XX веке продолжает идти вперед в диагностике и тера­пии   иг» чягтг» яти  лпгтижрния огтяктпгя  Л'ПГ.тупными только лая богатых.

рудовамие, помогающее врачу установить наличие патологических откло­нений в живом организме, нередко место этих поражений, а иногда и их причину. Существенно изменились и стали более точными многочисленные приемы лабораторно-клинического анализа. В распознавании ряда болез­ненных явлений получили распространение методы функциональной диа­гностики. В 1905 г. русский врач Н. Н. Короткое предложил метод для исследования кровяного давления. В 1901 —1904 гг. голландским физио­логом В. Эйнтховеном был предложен и усовершенствован русским ученым А. Ф. Самойловым электрокардиограф. В 1929 г. немецкий ученый Г. Бер­гер ввел в клиническую практику энцефалограф. Польским ученым Вл. Беганским и шведом Вестергреном предложена реакция оседания эритроцитов. Повседневным в медицине стало широкое применение рент­геновых лучей для распознавания заболеваний опорно-двигательного ап­парата, сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. Было расширено диагностическое использование рентгеновых лучей введе­нием контрастных веществ. Разработана методика массовых рентгенологи­ческих исследований (флюорография).

Значительно расширилась лечебная сторона медицины. В XX веке i в медицине стали широко применяться химические лекарственные вещества, действующие на патогенных микроорганизмов. Начало применению химиотерапевтических средств при лечении малярии положили русский врач Д. Л. Романовский и германский ученый П. Эрлих. В 1910 г. Эрлихом для лечения сифилиса был предложен сальварсан. В 1920 г. румын­ский ученый К. Левадити для той же цели предложил препараты висмута. Расширились терапевтические возможности в различных областях меди­цины в связи с введением в лечебную практику обширной группы сульф­аниламидных соединении. В 1935 г. германский химик Г. Домагк установил, что производное сульфаниламида пронтозил предохраняет мышей про­тив смертельных доз гемолитического стрептококка. Пронтозил оказался  эффективным средством при лечении рожистых воспалений, стрептококко­вой ангины, воспаления легких и других болезней. Фармацевтическая промышленность выпустила большое количество лекарств производных сульфаниламидов. Позднее для целей химиотерапии стали использоваться другие группы химических соединений (никотиновая кислота, параамино-салициловая кислота при лечении туберкулеза и т. п.). Синтетические лекарственные препараты все более и более стали заменять естественные.

Большое развитие получили физические методы лечения: водолече­ние, электротерапия, лучевая терапия (солнцелечение), диатермия, облу­чение ультрафиолетовыми лучами, рентгено и радиотерапия.

В 40-х годах XX века медицина использовала биологическое явление антагонизма микробов: выделенные в чистом виде антибиотики оказались высокоэффективными при лечении ряда заболеваний, ранее трудно изле­чимых. В 1929 г. английский бактериолог А. Флеминг извлек из зеленой плесени вещество, названное им пенициллином, имеющее свойство оста­навливать развитие патогенных микроорганизмов. В 1940 г. в начале вто­рой мировой войны А. Флеминг, Г. В. Флори и Дж. Чейн разработали промышленные способы производства пенициллина. В 1944 г. американ­ский микробиолог 3. А. Ваксман открыл стрептомицин, оказавшийся дей­ственным средством для лечения туберкулезных заболеваний (легочного туберкулеза,  туберкулезного  менингита  и  Др.). -

Усовершенствованы методы обезболивания в хирургии. В 1892 г. не­мецкий хирург К. Л. Шлейх предложил метод местной анестезии кокаином путем инфильтрации тканей. В 1899 г. было предложено вводить кокаин непосредственно в спинномозговую жидкость. Ввиду токсичности кокаина

предложено искусственное охлаждение больного (гибернация), дающее повышенную устойчивость к шоку и кислородному голоданию. Разработаны методы хирургического вмешательства на органах грудной полости — легких и сердце, центральной нервной системе (голов­ном и спинном мозге) и периферических нервах.

В течение XIX и XX веков усовершенствование и усложнение тех­нической вооруженности врача, значительная дифференциация клиниче­ских специальностей способствовали прогрессивному развитию клиниче­ской медицины. Однако в условиях буржуазного общества присущая ему организация медицинского дела на основе частной практики обнаружила ряд отрицательных сторон медицинской практики. В условиях буржуаз­ных государств и конце XIX и в особенности в XX веке это повело к уз­кой и односторонней специализации значительной части врачей.

Преобладание ошибочных сторон вирховской клеточной патологии и техницизма буржуазной медицины повело к одностороннему увлечению диагностическим уклоном медицины, при котором распознавание болезней превращалось в самоцель и мысль врача отрывалась от основной задачи медицины — излечения больного. Диагностический уклон приобрел резко выраженные формы, в особенности в связи с появлением и развитием специальных методов исследования и выделением вспомогательных спе­циальностей в области распознавания болезней, как, например, в области лабораторной диагностики и рентгенодиагностики. Резко изменился ха­рактер клинического распознавания болезней. Исследование больного в большей или меньшей степени перешло из клинических и больничных па­лат в лаборатории и кабинеты, от непосредственного изучения больно­го — к изучению результатов лабораторных анализов, записей регистри­рующих аппаратов, рентгенограмм и т. п. Врач, таким образом, оторвался  от наблюдения за больным в целом, от синтетической картины болезни и во многих случаях ограничивается исследованием одного органа на ос­нове одних лишь данных лаборатории, не учитывая всей клинической кар­тины болезни.

Условия работы врача в капиталистических государствах отразились на его терапевтических мероприятиях. Фармацевтическая промышлен­ность, получившая широкое развитие на базе успехов органической химии, наводнила рынок множеством широко рекламируемых лекарств. Конкурен­ция фармацевтических фирм и частнопрактикующих врачей, крикливые рекламы создают вокруг новых лекарственных веществ атмосферу ажио­тажа, часто явно в ущерб интересам больного. Фабриканты и многие врачи на первое место ставят интересы личной наживы, стремясь полу­чить от больного возможно больше денег. Дороговизна патентованной продукции химико-фармацевтической промышленности делает многие ле­карства недоступными для широких кругов неимущего населения. Плат­ность врачебной и больничной помощи, отсутствие социального страхова­ния во многих капиталистических странах заставляют трудящихся отказы­ваться от медицинской помощи. В условиях капитализма достижения пере­довых ученых доступны господствующим классам и не могут быть пло­дотворно использованы для широких трудящихся масс без коренного из­менения условий их существования.

Борьба материализма с идеализмом о естествознании в конце XIX — начале XX века. Ленинский анализ кризиса в естествознании в Эпоху империализма. В период империализма буржуазное естествознание пере­живает кризис. С наступлением эпохи империализма усилилась буржуаз­ная реакция как в области политики, так и в области идеологии.

В последней четверти XIX века идеалистические взгляды стали рас­пространяться среди естествоиспытателей. В качестве проповедников фило­софского идеализма выступили естествоиспытатели — физики Э. Мах, П. Дюгель, химик В. Оствальд, биолог М. Ферворн, математики и др. Вред их теорий усиливался тем, что свои нападки на естественнонаучный и философский материализм, свою идеалистическую философскую аргумен­тацию они облекали в естественнонаучную терминологию, маскировали под «науку», как правило, не называя себя идеалистами. Для «опровер­жения» материализма идеалисты пытались использовать новые данные естествознания. В конце XIX и в начале XX века в физике были сделаны новые значительные открытия. Была создана новая электронная теория строения вещества, сменившая господствовавшую до того теорию атомов, трактовавшихся как последние элементы мироздания. Величайшие откры­тия в физике приводили к коренной ломке установившихся принципов в науке. Революция в естествознании требовала теоретического обобщения новейших открытий. Философы-идеалисты и часть естествоиспытателей пытались использовать новые открытия для реакционных, идеалистических выводов, подорвать веру в достоверность научных знаний и в самое суще­ствование материального мира. Реакционные поползновения в сторону идеализма в конце XIX и в начале XX века проявились у ряда крупных естествоиспытателей.

В. И. Ленин подробно ознакомился с основными проблемами физики и в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» раскрыл кризис бур­жуазного естествознания. На примере физики В. И. Ленин блестяще выявил теоретические основы кризиса современного естествознания, дал полный анализ, сохранивший свою силу и по отношению к другим отрас­лям естествознания. В. И. Ленин показал, что кризис современного есте­ствознания и возникающие на его основе школки, течения и теченьица являются выражением кризиса всей капиталистической системы в эпоху империализма, что идеалистическая философия пытается использовать достижения естествознания для обоснования своих позиций, и указал путь выхода из кризиса в естествознании, раскрыл диалектический харак­тер развития физики, процесса познания материи, ее видов и свойств, форм ее движения, ее закономерных связей. По В. И. Ленину, суть кризиса есте­ствознания обусловлена тем, что вместо дальнейшего развития материа­лизма на основе достижений естествознания и в связи с изменением и расширением прежних взглядов мы имеем распространение идеализма вследствие отсутствия правильного научного мышления, т. е. вследствие незнания диалектики. «...Мы должны понять, что без солидного философ­ского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстанов­ления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и про­вести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть совре­менным материалистом, сознательным сторонником того материализма, ко­торый представлен Марксом, т. е. должен быть диалектическим материа­листом» 2. Уделив главное внимание проявлениям идеализма в физике, В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» рассмотрел бо­лее близкие к медицине вопросы физиологии.

Борьба материализма с идеализмом в медицине в эпоху империализ­ма. В условиях обострения противоречий капитализма в эпоху империализ­ма буржуазия заинтересована в наиболее уточненных формах апологетики своего строя. В современной классовой борьбе естествознание и медицина используются для оправдания и закрепления капиталистического строя и империалистической политики, эксплуатации трудящихся, колониального рабства, разжигания шовинизма, подготовки войны. В период империа­лизма научные деятели получают определенный заказ от правящих кругов капиталистических стран. Такой заказ затронул и область медицины. От ученых—биологов и медиков — буржуазия требует, чтобы они биологи­чески обосновали неравенство рас, народов и общественных классов, био­логическое неравенство людей. Все это нужно правящим кругам капитали­стических стран в период империализма для оправдания раздела мира, колониальных захватов, эксплуатации рабочего класса внутри капитали­стических стран и жителей колониальных стран, агрессии, войны и подго­товки к новой войне. С целью заглушить классовую борьбу, отвлечь народ от классовой борьбы реакционные ученые капиталистических стран пыта­ются перенести закономерности живой природы на человеческое общество, проповедуя, что в природе и обществе якобы господствуют одни и те же законы. Они описывают «социальные» отношения у животных, якобы сходные с социальными отношениями в человеческом обществе. Для оправ­дания эксплуатации рабочего класса, людей с цветной кожей, жителей ко­лониальных стран ученые-медики в капиталистических странах стремятся подменить социальные причины биологическими: они утверждают, что болезни не связаны с условиями труда и быта, не зависят от бедности, нищеты и угнетения трудящихся, что болезни будто бы обусловлены только естественными, биологическими причинами, зависят от предраспо­ложения, конституции и наследственности. Признавая только биологиче­скую обусловленность болезней, многие теоретики медицины считают бо­лезни естественным явлением, обусловленным самой природой.

В условиях капитализма достижения медицины могут быть использо­ваны только в ограниченных размерах для лечения «избранных»; у врача мало возможностей для лечения большинства населения. Признавая био­логическую обусловленность различных болезней, многие медики капита­листических стран доказывают ненужность, необоснованность примене­ния профилактических мероприятий, предупреждающих возникновение и развитие болезней. Усиленно стали доказывать, что основная задача ме­дицины — только лечить болезни и то лишь в том случае, если заболева­ние поразило «ценного» человека. Откровенные идеологи буржуазии импе­риалистического периода, например германский философ-идеалист Ницше, призывали к тому, что в интересах нации, ее биологической «чистоты» следует уничтожать некоторые категории больных. Эти предложения и бы­ли реализованы во время господства фашистов в гитлеровской Германии, где были уничтожены сотни тысяч душевнобольных.

В условиях империализма даже социальная гигиена привлекается к защите системы капитализма. Наиболее радикальные представители бур­жуазной социальной гигиены реформистского и ревизионистского направ­ления доходят до признания санитарных последствий капиталистической эксплуатации и национального гнета и представляют доказательства роли отдельных факторов социальной среды в патологии трудящихся масс. Но даже они останавливаются на пороге установления решающего фактора народного здоровья—самого капитализма как социально-экономической системы, с его антагонистическими противоречиями.

Охрана народного здоровья возможна в рамках капиталистического общества, совместима с его интересами и что буржуазное царство в надклассовом порядке осуществляет ее. Нередко даже видные представители западноевропейской науки, сделавшие много для прогресса естествознания и медицины, как бы стыдясь своего невольного материализма, всячески стремились засви­детельствовать свою преданность официальному идеализму, интересам господствующего класса — буржуазии. У русских же ученых такое лице­мерие и двойственность их западноевропейских коллег и в прошлом вызы­вали насмешку. Такая двойственность была отчетливо видна в деятельно­сти Клода Бернара, Р. Вирхова, Г. Гельмгольца, Э. Дюбуа-Реймона и ря­да других крупных представителей медицины в XIX веке. С особой силой это выявилось в конце XIX и в XX веке, что и привело медицину капита­листического общества к состоянию кризиса, когда врач вынужден отхо­дить от своей основной, глубоко гуманной задачи — облегчения страданий больного человека и предупреждения заболеваний к совершенно противо­положным действиям — средствами своей профессии творить смерть, к че­му империализм привел медицину при фашизме.

Кризис буржуазной медицины в эпоху империализма. Идеологические извращения в современной медицине капиталистических стран и борьба с ними передовых представителей медицины. В медицине капиталисти­ческих стран отчетливо видны идеологические извращения, характерные для кризисного ее состояния. Явления эти различны по силе и сфере действия. Кризис медицины в капиталистических странах тесно связан с кризисом всего естествознания, имеет с ним общие черты, но на­ряду с этим отличается специфическими особенностями. Кризис буржуаз­ной медицины является отражением тупика, в котором медицина оказалась в капиталистических странах. Это не только кризис методологии в меди­цинской теории, это также кризис, выражающий противоречия между огромными потребностями населения в медицинской помощи и ее недоступ­ностью для трудящихся масс в капиталистических странах, противоречие между широкими возможностями использования новейших лекарственных средств, эффективного применения медицинской аппаратуры, новых техни­ческих и физических открытий для медицинских целей и недоступностью всего этого для населения в условиях всего углубляющегося относитель­ного и абсолютного обнищания трудящихся в эпоху империализма. Дости­жения медицины, построенной в капиталистических странах на купле продаже—основе буржуазного общества, становятся все более далекими и  недоступными для народа.

Кризис медицины явился также результатом противоречия между индивидуальной направленностью буржуазной медицины и широкими потребностями населения в деле охраны его здоровья. 3. П. Соловьев пи­сал: «Характерной для современной клиники чертой является то, что она сложилась и существует по сегодняшний день как дисциплина сугубо ин­дивидуалистическая. Строй современного капиталистического общества налагает свою руку и на медицину как в области теории, так и в особен­ности в области практики. Индивидуалистический спрос на обслуживание отдельного человека, а не человеческого коллектива создает и соответствен­ные методы мышления и практики» 1. Преобладающая в капиталистиче­ских странах форма медицинской помощи в виде частной практики, где взаимоотношения между врачом и пациентом в основном    определяются го дела. D «коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс писали: «Бур­жуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников» К В 1929 г. 8 докладе о положении врачей австрийский ученый Ю. Тандлер писал: «Медицинская профессия не может быть отделена от социального и поли­тического комплекса, в котором она находится... В современных экономи­ческих условиях врач внешне, но только внешне, живет как человек, зани­мающийся либеральной профессией. На деле же врач — это мелкий лавоч­ник, мелкий предприниматель, торгующий здоровьем тех, кто ему доверился. Это странное положение является прежде всего результатом экономиче­ских условий. Внешне врач заинтересован в благополучии своих клиентов я работает в интересах их здоровья. Но по существу и по причинам мате­риального характера врач является врагом этого здоровья, он живет не за счет этого здоровья, а за счет его противоположности — болезни... и число его посещений и рецептов зависит не от болезни, а от материаль­ной выгоды для него самого» .

Частная практика приводит ко многим уродливым явлениям во вра­чебной жизни (деление врачебного гонорара с врачами, приславшими боль­ного на консультацию, с аптекарями, рекомендовавшими больным обра­щаться к данному врачу). Врачи в своих работах рекламируют продук­цию определенных фармацевтических фирм, оплачивающих врачам такую рекламу. Аптекари платят врачам, которые в своих рецептах выписывают дорогостоящие лекарства и за получением их направляют больных в оп­ределенную аптеку. Фармацевтическая промышленность в погоне за при­былями выпускает массу патентованных медикаментов, часто бесполезных в даже вредных. Официальная комиссия конгресса США установила, что на покупку средств против ожирения население США ежегодно расходует сотни миллионов долларов, а исследование показало, что эти средства >»е только не оказывают нужного действия, но даже приносят вред. Боясь потерять заработок, врачи США и возглавляющая их Американская ме­дицинская ассоциация борются против попыток ввести в стране даже ог­раниченные формы социального страхования. В погоне за высокими гоно­рарами врачи нередко производят ненужные и не вызванные состоянием больного операции.

В Германии, в стране, где ранее других пролетариат добился социаль­ного страхования, многие вопросы медицинского обслуживания врачи ре­шали с позиций предпринимателей и защищали их интересы. Это особен­но сказывалось в экспертизе инвалидности и при установлении пенсии рабочим после трудового увечья и профессионального заболевания. У не­мецких врачей социально-классовая и идеологическая основа их концепции травматического невроза с точки зрения буржуазной юриспруденции от­четливо видна в игнорировании интересов трудящихся, в третировании их как склонных ко лжи и симуляции, с точки зрения жажды ренты и пробле­мы аггравации и симуляции. В Германии термин «травматический неврозу был заменен термином «рентный невроз». Известный терапевт Штрюмпель писал о «рентных домогательствах», другой врач — об «истерии вследствие ренты», говорили о «клинических последствиях законов страхования от несчастных случаев».

Многие современные течения в буржуазной философии возрождают средневековые учения о Боге и душе Некоторые ученые капиталистиче­ских стран в новой исторической обстановке стремятся обосновать старые теологические представления, придавая им научную форму, стараясь по­казать, будто их положения опираются на выводы современного естество­знания, и фальсифицируют выводы современных естественных наук и медицины. В капиталистических странах широко распространены гомеопа­тия, шарлатанство в медицине и знахарство, так как медицинская помощь там очень дорога. Среди знахарей, имеющих право лечебной практики без медицинского образования, в Соединенных Штатах Америки есть, напри­мер, так называемые хиропракторы, которые считают, что причина всех болезней — в подвывихе позвонка и давлении его на спинной мозг. Мето­дом лечения всех болезней они считают удар ладонью по позвоночнику для «подгонки» определенного позвонка. Хиропракторы имеют даже спе­циальные школы с двухлетним курсом обучения.

Элементы кризиса в медицине империалистических стран не случай­ны, не привнесены извне: они подготовлены развитием медицины в усло­виях буржуазного общества. Критические явления в медицине в период империализма являются закономерной заключительной главой ее развития. В условиях загнивания капитализма многие медики в буржуазных странах идут от науки к мистицизму, религии, знахарству, вплоть до явного фа­шизма и человеконенавистничества. Советский врач должен быть готов к борьбе с идеологическими извращениями в медицине. Ему следует быть знакомым с различными идеологическими извращениями в медицине капиталистических стран.

Агностицизм и идеализм в медицине. Ранее мы останавливались на примерах агностицизма у Мюллера и Гельмгольца. Кантовского учения о непознаваемости «вещи в себе» придерживались многие крупные предста­вители медицины. Видным агностиком в медицине конца XIX века был крупный немецкий физиолог Дюбуа-Реймон (1818—1896), известный своими исследованиями в области электрофизиологии. Будучи по своим воззрениям типичным механистом, Дюбуа-Реймон сводил естественные процессы в живых тканях к механике атомов. В своей речи на съезде не­мецких естествоиспытателей и врачей в 1882 г. Дюбуа-Реймон указал, что существуют и будут существовать принципиальные границы познания, за которые естествознание выйти не может и никогда не проникнет, что в природе существуют пороги, за которыми перестает действовать механисти­ческий материализм. Дюбуа-Реймон призывал естествоиспытателей спо­койно примириться с наличием таких границ познания и применил латин­ское выражение, ставшее крылатым для обозначения агностицизма. К числу таких остающихся за пределами человеческих знаний проблем Дюбуа-Реймон относил и проблему созна­ния, психического процесса, духовную деятельность человека. «Как в по­нимании силы и материи, точно так же и в понимании духовной деятель­ности из материальных условий человечества, несмотря на все открытия естествознания, не сделано за два тысячелетия никакого существенного приобретения, да и никогда не будет сделано. Ignorabimus».

Агностицизм не так безобиден, как может показаться сначала. Агно­стики— выразители интересов реакционных классов. Все современные бур­жуазные философы, все реакционеры в науке — ярые агностики. И у Дю-' буа-Реймона его агностицизм сочетался с реакционностью в политике и мировоззрений. Дюбуа-Реймону была страшна мысль о неизбежности гибе­ли   капитализма. События, современником   которых он был (Парижская лизм Дюбуа-Реймои считал «народно-классовым психозом». Дюбуа-Рей-мон был и ярым расистом. И. М. Сеченов в своих «Автобиографических записках» расказал о том, как в лекции Дюбуа-Реймон «угостил» группу русских врачей явно расистскими рассуждениями о превосходстве длинно­головых (немцев) над круглоголовыми (славянами). Молодой И. М.Се­ченов еще в 1863 г. в своем знаменитом сочинении «Рефлексы головного мозга» дал достойный ответ расисту Дюбуа-Реймону (см. стр. 251).

Тесную связь агностицизма с реакционностью в политике в XX веке продемонстрировал талантливый французский хирург и экспериментатор—. патолог А. Каррель, многие годы работавший в Рокфеллеровском институ­те в Нью-Йорке. Каррель заслуженно пользовался большой известностью в области клинической и теоретической медицины: во время первой миро­вой войны он работал по вопросам заживления и лечения ран (в частно­сти, предложил жидкость, носящую имя Карреля — Дакена), разработал методику сосудистого шва конец в конец, предложил сохранять кровенос­ные сосуды и органы в жидкой среде для последующей пересадки. Карре-лем проведены многочисленные опыты с вынутыми из тел внутренними органами, помещенными в сосуд и там функционирующими. Каррель раз­работал специальную технику культуры тканей в плазме крови с прибав­лением эмбриональных соков и использованием пассажей.

Каррель не ограничился научной сферой и в 1932 г. опубликовал кни­гу под названием «Человек — это неизвестное», где изложил свои общефи­лософские воззрения, представляющие сложную путаницу многих сторон идеалистических извращений в медицине. Книга Карреля получила ши­рокое распространение не только во врачебных кругах, она многократно переиздавалась на французском языке и в переводах на другие языки. Каррель утверждал, что люди биологически неравны, доказывал умствен­ную и физиологическую отсталость пролетариата и в духе вейсманизма утверждал, что психическая неполноценность пролетариата передается по наследству. Каррель утверждал, что прогресс предупредительной медици­ны подавляет естественный отбор. Каррель призывал врачей полностью удалить из их умов «механицизм XIX века», подразумевая под этим материализм. Такие философские и общетеоретические воззрения у Кар­реля слились с резко и явно выраженной политической реакционностью. Каррель считал, что демократия, материализм, социализм и коммунизм относятся к прошлым временам. Воззрения Карреля не оставались чисто теоретическими. В критический момент жизни Франции Каррель прово­дил свои взгляды в жизнь: вернувшись во Францию во время гитлеров­ской оккупации, Каррель активно сотрудничал с гитлеровцами и возглав­лял созданную ими профашистскую организацию   французских   врачей.

Загнивание медицинской науки в капиталистических странах в пе­риод империализма получило отражение в оживлении воинствующего иде­ализма и мистицизма. Видный английский физиолог Шеррингтон, специа­лист по физиологии нервной системы, «проевший зубы» на этих разделах науки (по выражению И. П. Павлова), не считал достаточно доказанным, что мозг является органом мысли. Шеррингтон утверждал, что война «прирождена человеку» и зоологическое название человека «homo sapiens» предлагал заменить более соответствующим, по его мнению, названием «homo bellicosus».

Против материалистического учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, против новой материалистической науки о мозге в капита­листических странах ведется широкая кампания, в которой принимают участие  видные  физиологи. , можности его безграничными.

Телеология в медицине. Крупный германский хирург Бир писал, что в начале XX века его телеологические рассуждения встречали едино­душный отпор ученых. Его предупреждали, что с такими воззрениями в век естествознания академической карьеры не сделаешь. После прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 г. Бир отмечал, что признание целе­сообразности жизненных процессов стало весьма модным среди врачей, Бир это считал признаком «расцвета медицины».

Известный германский биохимик Мейергоф в том же 1933 г. выступил с пропагандой телеологии в своей книге «Натурфилософские основы фи­зиологии». Мейергоф отмечал, что экспериментатор-физиолог в своих ис­следованиях встречается с многочисленными философскими проблемами и испытывает большую потребность в систематизации результатов иссле­дований. По его мнению, и в настоящее время философия Канта состав­ляет пригодную основу для обобщений физиологических исследований. Мейергоф признавал наличие в любой живой материи душевного начала, присущего ей и обеспечивающего планомерную упорядоченность живого. «Повелением душевного начала органическая материя как бы подчиняется и оно в ней реализуется». Мейергоф считал недоступным каузальному объяснению возникновение планомерности живой материи и ее способно­сти к самосохранению, требующей телеологического истолкования. Мейер­гоф утверждал, что «на нынешнем этапе биология не может отрешиться от телеологических объяснений».

Кондиционализм. В среде современных патологов капиталистических стран довольно широко распространен кондиционализм, который яв­ляется ярким примером того, как кризис методологических основ естество­знания рождает реакционные течения и идеалистические школки. Крупный физиолог М. Ферзорн в своей книге «Вопрос о границах познания», написанной в 1907 г., отказался от прежнего объяснения физиологических явлений и утверждал кондиционализм. Он писал: «Понятие причинности есть мистическое понятие, происходящее из первобытной фазы человече­ского мышления. Строго научный метод изложения не знает никаких „причин", а только закономерные зависимости». Позднее Ферворн писал: «Каузальная закономерность есть умозрительная мистика... Пришла пора подвергнуть понятие каузальности пересмотру, и самое лучшее вообще изгнать его из точной науки».

В основе кондиционализма вообще и кондиционализма в патологии в частности лежат субъективно-идеалистические положения Маха, согласно которым законы природы порождаются нашей психологической потребно­стью ориентироваться среди явлений природы. Кондиционализм в пато­логии, будучи одним из реакционных выражений буржуазной науки, вы­рос на основе богатейшего эмпирического материала, который при отсут­ствии правильного научного мышления привел некоторых патологов не только к отрицанию механической причинности, но и отрицанию объектив­ной причинности вообще. Вместо того чтобы механическое понимание причинности заменить правильным, отрицая механическую причинность, патологи отрицают вообще наличие объективной причинности. Вместо того чтобы освободиться от этого понимания, патологи стали говорить о кризи­се и ненужности причинности, о необходимости замены ее кондициона-лизмом. Учение диалектического материализма о причинности разоблачает глубину ошибок приверженцев кондиционализма.

Фрейдизм. В конце XIX — начале XX века    австрийский    психиатр. 3. Фрейд создал особое учение—психоанализ. Он утверждал, что

человека и в поведении его самую важную роль играют бессознательные, в частности сексуальные, переживания. Основываясь  на  грубом биоло­гизме в соединении с субъективным идеализмом, Фрейд полностью игно­рирует сущность психической жизни человека. Позднее Фрейд    распро­странил свою теорию на явления общественной жизни, философию, пси­хологию и социологию. Учение его получило широкое распространение и вышло далеко за пределы медицинских кругов. Фрейдизм все больше и больше приобретает значение реакционной идеологии не только в обла­сти медицинской науки, но    идеологии,   претендующей    на    объяснение общебиологических и социальных проблем. Фрейдизм лежит   в   основе современной американской социологии, психологии и медицины, которые заполнены фрейдистскими идеями «подсознательного». Происходит «без­удержная экспансия фрейдизма» в медицину,    психологию, педагогику, историю. Фрейдизм стал идеологией современной фашиствующей    бур­жуазии. Отрицая познавательную   способность    человеческого   разума, фрейдизм воспевает бессознательное влияние, животные инстинкты у че­ловека и служит идеологическим оружием империалистической   реакции и агрессии. Фрейдизм, отрицающий объективный характер мира, отвер­гающий причинную связь явлений и предлагающий    «устранить»    все классовые, национальные и религиозные противоречия путем психоана­лиза, является в настоящее время знаменем буржуазной науки. Задача фрейдизма сводится к тому, чтобы снизить роль сознания и отвлечь че­ловека от социальных проблем, выдвинув на первый    план    проблему пола. Фрейдизм пытается объяснить различные стороны высшей нервной деятельности, патогенез  нервных и психических  заболеваний,  особенно неврозов, механизм сновидений. Функциональные расстройства и органи­ческие повреждения нервной системы фрейдизм объясняет как протекаю­щие вне сознания.

Марксистские положения о решающей роли социальных условий в формировании личности человека и его поведении, учение И. П. Пав­лова о ведущей роли коры головного мозга в регуляции деятельности человека, данные марксистской науки о ведущей роли сознания в деятель­ности людей опровергают фрейдизм и доказывают его научную несо­стоятельность.

Реакционные теории наследственности и конституции. Одной из черт развития медицины периода империализма явилось внимание к вопросам наследственности, провозглашение врожденной конституции как выдаю­щегося принципа биологии и медицины, преуменьшение роли внешней среды и отсюда пренебрежение к профилактической медицине. Яд реак­ционного учения о конституции проникает в буржуазную медицину через каналы евгеники и генетики, противопоставляемых социальной гигиене. Дарвинизм обеспокоил господствующий класс буржуазного общества, так как побуждал изменить представления об основных законах природы и общества в направлении материалистического сознания. Буржуазия увидела в этом потрясение основ, угрозу своему могуществу. Поэтому идеалистическая реакция поставила своей целью если не прямое отрица­ние дарвинизма, то во всяком случае такое толкование дарвинизма, которое служило бы целям укрепления господства буржуазии. Выдавая себя за последователей Дарвина, вейсманисты-морганисты старались вся­чески извратить главное в дарвинизме — его материалистическую теорию развития организмов, учение о естественном отборе, изменчивости орга­низмов и их наследственных качеств под влиянием внешней среды, теорию о наследовании приобретенных изменений.

Проникнуть в сущность явлений природы, вскрыть лежащие в ее основе закономерности. Вейсманизм-морганизм воспринимается медициной, кото­рая выдвигает учение о конституции Конституция, ограниченная при­знанием преимущественной роли наследственных факторов, конституция как фатум организма, отрицание роли среды в индивидуальном развитии и отсюда отрицание роли гигиены, общественной профилактики — все это стало знаменем реакционного в медицине. Идеи Вейсмана — Моргана оказали тлетворное влияние на медицинскую науку. Их влияние отрази­лось в различных медицинских специальностях: психиатрии, учении о выс­шей нервной деятельности, онкологии, микробиологии, педиатрии и дру­гих клинических дисциплинах. Признание наследственной природы рас­пространяется на разнообразные заболевания. Придерживающиеся таких воззрений врачи считают, что по наследству передаются многие болезни. Офтальмологи-менделисты, например, утверждают, что «в момент слияния яйцеклетки со сперматозоидом решается судьба рефракции», и потому считают близорукость наследственной и неизлечимой. Из этого вытекают фаталистические выводы в отношении лечения этих заболеваний. Мен­делизм является основой терапевтического нигилизма. Разделяющие его положения врачи отрицают возможность лечить так называемые наследст­венные болезни. Реакционные концепции о наследственности примени­тельно к человеческому организму приводят к отрицанию эффективности и целесообразности оздоровительных профилактических мероприятий.

Мальтузианство и медицина. Общая и медицинская пресса капитали­стических стран полна статей, проповедующих мальтузианство. Дарвин ошибочно перенес теорию Мальтуса из сферы общественных явлений в область биологии. Он писал: «Борьба за существование наступает не­избежно вследствие сильной степени, в которой стремятся размножаться все организмы. Это есть учение Мальтуса, перенесенное в усиленной степени на все животное и растительное царство». Эту ошибку Дарвина в переоценке теории Мальтуса широко используют буржуазные социоло­ги и врачи.

Н. Г. Чернышевский, И. И. Мечников и другие передовые отечествен­ные ученые указали на порочность теории Мальтуса и ошибку Дарвина Против мальтузианства выступал Д. И. Менделеев, который в 1901 г. писал: «Мальтус и так называемые неомальтузианцы даже прямо тре­буют воздержания от деторождения. Возмутительность такого учения тем явственнее, что все главные его посылки не верны». Д. И. Менделеев доказывал, что так называемые теории убывающего плодородия почвы не имеют никаких научных оснований. В развитии своих идей Д. И. Мен­делеев для снижения заболеваемости и смертности населения в России предлагал повысить материальное благосостояние населения и улучшить его медицинское обслуживание.

Маркс и Энгельс дали уничтожающую критику мальтузианства, яв­ляющегося основой буржуазных социально-гигиенических учений, и вскры­ли мальтузианские ошибки Дарвина, отделив их от прогрессивных сторон его учения.

Буржуазных политиков, экономистов и врачей тревожит вопрос о пе­ренаселении земного шара, отдельных континентов и стран. Мальтузианцы требуют ограничения рождаемости, «контроля над рождаемостью» (по терминологии официальных документов) и особенно настойчиво рекомен­дуют принимать меры, ограничивающие прирост населения в Китае, Ин-, дни, слаборазвитых в экономическом отношении странах и колониях.

Социальный смысл мальтузианских выступлений ученых капитали­стических стран заключается в оправдании колониального угнетения, войн.

В. Фогт в 1948 г. опубликовал книгу, где в поисках «пути к спасению» от будто бы угрожающего человечеству перенаселения с особым рвением ополчился против    медицины. Он   ут­верждает, что развитие медицины является якобы причиной перенаселе­ния. Фогт сожалеет о том, что Пастер и другие деятели науки научили людей бороться с болезнями. «Люди получили возможность бороться со многими болезнями и самая действенная из причин, сдерживающая чрез­мерный рост населения, стала исчезать. Наступила санитарная револю­ция. Население стало расти еще быстрее. Такие простые приемы охраны здоровья, как кипячение загрязненной воды, быстро распространились из Европы и Северной Америки в остальные части мира. Этого было доста­точно, чтобы вызвать бурный рост населения». По мнению Фогта, меди­цина ответственна за тяжелое положение трудящихся в Латинской Аме­рике. В большей части Латинской Америки «.совершенно ликвидирована желтая лихорадка, во многих районах заболеваемость малярией   значи­тельно снижена, оспа исчезает, питьевая вода во многих городах   очи­щается так, что количество желудочных заболеваний, которые раньше самым эффективным образом ограничивали рост населения, резко упало. Совершенно не думая о том, чем кормить миллионы латиноамериканцев, деятели здравоохранения с самыми благими намерениями способствовали снижению смертности населения». Как горячий сторонник «контроля» над плодовитостью другой американский мальтузианец Кук считает, что суще­ствует два вида контроля—«естественный и позитивный». «Естественным» контролем Кук считает голод, болезни и войну и пишет: «Когда числен­ность населения земного шара становится слишком велика по отношению к количеству продовольствия, тогда „естественный" контроль в виде вой­ны, голода, болезней и детской смертности вступает в действие». В виде «позитивного» контроля Кук рекомендует массовую принудительную стерилизацию населения.

Подобные идеи проникают и в среду врачей. Крупный английский физиолог Хилл на конференции британской ассоциации ученых в 1952 г. выступил с речью «Этическая дилемма науки», где пришел к выводу, что достижения науки приносят несчастье человечеству. В частности, по мнению Хилла, медицина и гигиена, борющиеся с эпидемиями, поставили человечество перед катастрофой. Хилл не соглашается с теми мальтузиан­цами, которые предлагают ограничиться контролем рождаемости, для чего, по их мнению, требуется в первую очередь просвещать народные массы. Он полагал, что успехи просвещения не скоро дадут нужные результаты в отношении снижения рождаемости. Поэтому, предложил Хилл, не лучше ли будет, чтобы медицина отступила назад, отказавшись от некоторых своих открытий.

Призывая к искоренению медицины, восхваляя болезни и голод, мальтузианцы тем самым пытаются обосновать отсутствие заботы о здо­ровье трудящихся в капиталистических странах. Они стремятся оправ­дать сокращение и без того мизерных государственных расходов на ме­дицинское обслуживание населения, снижение пособий по безработице, искусственную организацию голода крупнейшими монополиями в целях повышения цен на продовольствие.

Евгеника. Среди ученых капиталистических стран широко распро­странены теории, подменяющие социальные факторы биологическими. В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» ярко показал недопустимость перенесения биологических понятий в область общественных наук. Учение Дарвина о естественном отборе.

 «Миллионеры,— пишет американский уче­ный,— суть продукт отбора, действующего на все человечество». Нищету и безработицу они считают результатом наследственной неполноценности пролетариата и крестьянства.

Основатель евгеники — английский биолог Ф. Гальтон доказывал, что в мире существует высшая раса людей («аристократия мира»), пред­ставители которой и правят миром, давая выдающихся монархов, полко­водцев, политических деятелей, ученых, писателей. Гальтон рекомендовал создать высшую расу людей путем искусственного отбора их для воспро­изводства. Евгенисты предлагаемые ими для этой цели мероприятия де­лят на положительные и отрицательные (запретительные) евгенические меры. Если в области «положительной евгеники» большинство сторонни­ков ограничивается платоническими пожеланиями о способствовании брач­ным союзам между представителями «аристократии мира» и мало затра­гивают в этом отношении медицину, то в области «запретительной, отри­цательной евгеники» они вплотную смыкаются с медициной. В «запрети­тельной евгенике» не ограничиваются советами не заключать браки между людьми, от которых, по данным науки, можно получить болезнен­ное потомство. Евгенисты в этой части своих предложений переходят к активному вмешательству и требуют насильственной стерилизации лю­дей, от которых, по их мнению, можно ожидать «неполноценное» потом­ство. В законодательном порядке устанавливаются условия, когда по приговору суда врачи проводят стерилизацию. Впервые подобный закон был введен в штате Индиана в США («индианский закон»). В США подобные законы существуют в 37 из 50 штатов. При участии врачей в США разработан список болезней, наличие которых до четвертого поколения у предков данного человека дает «основание» для насильст­венного проведения его стерилизации путем хирургического вмешатель­ства и рентгеновского облучения. Число таких болезней американцы до­вели до 55.

В США стерилизованы таким образом десятки тысяч человек. Широкое распространение принудительная стерилизация получила при Гитлере: за 12 лет в фашистской Германии было стерилизовано около 200 ООО человек.

3. П. Соловьев критике вейсманизма и евгеники с позиции марк­сизма-ленинизма посвятил особое сочинение «Несколько слов о разве­дении породы человека» \ где показал, что «повадки рабовладельца и са­модовольная пошлость тупого буржуа находят превосходнейший пита­тельный материал в евгеническом учении о предопределенном наследст­венностью неравенстве людей. Именно на этой почве вырастает научное оправдание проповеди человеконенавистничества, шовинизма и изувер­ства, в Северной Америке законодательное запрещение браков с нег­рами, мулатами, индийцами и монголами; стерилизация преступников и политических в том числе, изоляция «социально вредных элементов» и революционно настроенных рабочих вместе с ними; запрещение въезда «немогущим прокормить себя и т. д.».

Фашизм в медицине. Расовая теория и медицина. Учение Вейсмаяа — Менделя—Моргана послужило теоретическим обоснованием так называе­мой расовой теории. Особо широкое распространение и официальное признание расовая теория получила в фашистской Германии с 1933 по 1945  г.

этапе развития капитализма производительные силы получают лишь одностороннее развитие, становясь уже не производительными, а разру­шительными силами. В. И. Ленин в своем учении об империализме пока­зал, что все достижения техники, все успехи крупной промышленности, которые могли бы снабдить мир всеми 'необходимыми продуктами, совре­менный капитализм не умеет пускать в ход иначе, как для того, чтобы производить в массовых масштабах снаряды, взрывчатые вещества и дру­гие орудия «фабрикации искалеченных людей» и разрушения производи­тельных сил. Империализм уже не может использовать развитие техники вследствие дошедшего до крайних пределов противоречия производитель­ных сил и производственных отношений.

Немецкие медики в течение десятков лет готовили реакционную не­мецкую медицину и немецких врачей к роли послушного орудия фаши­стской политики угнетения и истребления народов, к расовой медицине, к расовой гигиене, к этим основам расовой теории фашизма. Л. Ашоф и П. Диптен в изданных ими хронологических таблицах по истории меди­цины под 1933 г. (годом прихода Гитлера к власти в Германии) в руб­рике «Культурные события» записали: «Национал-социалистическая ре­волюция в Германии» и как результат этого отметили: «Рост разработки расовой гигиены и евгеники под влиянием национал-социалистического мировоззрения ».

Руководствуясь расовой теорией, германские фашисты, часто руками врачей и средствами медицины проводили преступную практику стери­лизации и массового уничтожения людей. 1 сентября 1939 г. в день начала второй мировой войны, в день нападения на Польшу Гитлер рас­порядился «выбрать врачей, которые будут достаточно компетентны для проведения „милостивой смерти" (Gnadentod) неизлечимым больным после обследования их здоровья». В оправдание таких мер в приказе писалось, что «во время войны бесполезные люди должны исчезнуть, уступив ме­сто воюющим», что нужно «освободиться от бесполезных едоков». По этому приказу в последние месяцы 1939 г. немецкими «компетентными» врачами было уничтожено свыше 275 000 больных, находившихся в то время в психиатрических больницах Германии. Позднее созданные фаши­стами концентрационные лагери, где помещались военнопленные из раз­личных частей Европы, были использованы как своеобразные «лаборато­рии», где врачами проводились многочисленные опыты на людях. Изуча­лись разнообразные вопросы: действие ядов, высотных полетов в баро­камерах, длительное замораживание, лечебное действие сульфаниламидов на искусственно вызванные флегмоны, отравление горчичным газом, прививались заразные болезни (сыпной тиф, инфекционная желтуха), Жещд£НЬ1 подвеРгались стерилизации. Второй нюрнбергский процесс в 1946 г. осудил 23 немецких врача, руководивших медицинским делом гитлеровской Германии.

В своих планах Гитлер и его помощники ставили своей задачей не только завоевание и разделение территории Советского Союза, но И «полное биологическое истребление русского народа». К этой чудовищной цели Гиммлер собирался двигаться различными путями. В первую оче­редь он намечал прекратить естественный прирост населения, физически уничтожая по 3—4 млн. русских в год. На территории СССР должны были быть закрыты все детские больницы, сады, ясли. С хладнокровие профессионального убийцы автор другого меморандума писал: «Пропаган­дировать добровольную стерилизацию. Не бороться против детской смерт­ности... Не вести разъяснительной работы среди матерей о детских бо­лезнях и об уходе    за    младенцами».    Разгром    фашистской Германии

в странах и в кругах империалистов до настоящего времени широко рас­пространена расовая теория, делящая людей на высшие и низшие расы.

Роль врачей в подготовке бактериологической войны. Хабаровский процесс в 1949 г. разоблачил усиленную подготовку к ведению бактерио­логической войны, которую проводила японская армия до 1945 г. В этой подготовке активную роль играли японские врачи. Центр подготовки .Японией бактериологической войны находился в Токио в бывшем военно-медицинском училище. Центром являлась антиэпидемическая лаборато­рия, построенная в секретной части училища. iB лаборатории занимались исследованиями несколько тысяч генералов и офицеров медицинской службы японской армии и врачей, приданных к армии. В этой лаборато­рии готовились специалисты-бактериологи, направленные в Маньчжурию. Здесь выращивались бактерии холеры, тифа (для отравления воды), сапа я других болезней (для лошадей и других животных), газовой гангрены (для людей), изучались методы применения их, методы борьбы с ними, способы распыления бактерий с самолетов, начинение ими мин, гранат, пуль, стеклянных бомб, разрывающихся над поверхностью воды, и т. п. Начальник лаборатории говорил сотрудникам, что «военная медицина состоит не только в лечении и предупреждении, подлинная военная ме­дицина предназначена для нападения».