МЕДИЦИНА В XX ВЕКЕ
В течение последней трети XIX века совершился переход от домонополистического капитализма к монополистическому. Монополистический капитализм, или империализм, есть высшая стадия капитализма. В конце XIX — начале XX века монополистический капитализм сложился окончательно. В своем труде «Империализм как высшая стадия капитализма» В. И. Ленин дал исчерпывающий научный анализ экономической и политической сущности империализма, его закономерностей и неразрешимых противоречий. По классическому определению В. И. Ленина, основные экономические признаки империализма следующие: «...
1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;
2) слияние банковского капитала с промышленным и создание иа базе этого «финансового капитала» финансовой олигархии;
3) вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение;
4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;
5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами»
Основной экономический закон монополистического капитализма заключается в обеспечении максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства.
В период империализма медицина капиталистических стран испытала сложные влияния. С одной стороны, развитие естественных наук, технических достижений, поднятие материального уровня жизни населения в главных странах капиталистического мира привели медицину к ряду достижений. Однако в условиях капиталистического общества многие из этих достижений остаются доступными только для правящей верхушки богатого меньшинства населения и не затрагивают малообеспеченного большинства населения. С особой силой это выражено в колониальных и зависимых странах. С другой стороны, идеология правящих кругов империалистических государств вовлекает в сферу своего воздействия многих врачей этих стран. Под ее влиянием врачи отходят от прогрессивных материалистических воззрений и забывают основные задачи медицины. В современной медицине капиталистических стран отмечаются идеологические извращения, заслуженно оцениваемые как явления кризиса буржуазной медицины в эпоху империализма.
Достижения медицины в XX веке. В XX веке в основных капиталистических странах значительно снизилась общая и детская смертность,, особенно смертность от инфекционных болезней. Это наиболее ярко проявилось в тех странах, где трудящиеся добились медицинского обслуживания в виде социального страхования или в других формах. В меньшей мере это отмечается в бывших колониальных и слаборазвитых странах и почти не улучшилось положение в колониальных странах.
В первой половине XX века в медицине достигнуты большие успехи в отношении распознавания болезней, понимания их патогенеза, их лечения и предупреждения. Развитие физиологического и патофизиологического эксперимента позволило врачам углубить понимание патогенеза ряда заболеваний. Микробиология способствовала дальнейшему выяснению этиологии и патогенеза многих инфекционных заболеваний. В 1915 г. чешским ученым С. Провачеком был открыт возбудитель сыпного тифа, названный в его честь риккетсией Провачека. В 1917 г. австрийский невропатолог К. Экономо описал эпидемический энцефалит. В том же году канадский бактериолог Д'Эрелль подробно изучил явление бактериофагии. Во ^ремя войны 1914—1918 гг. были изучены возбудители геморрагического спирохетоза, газовой гангрены.
Захват колоний и проникновение европейского капитала в колонии было затруднено наличием в странах жаркого климата многочисленных так называемых тропических заболеваний инфекционного и паразитарного происхождения. От этих заболеваний, широко распространенных среди местного населения колоний, страдали колонизаторы и их войска. Освоение колоний привело к необходимости изучать эти заболевания, в частности болезни, вызываемые паразитами животных. Наибольшее внимание в этом отношении привлекла малярия, от которой страдало население большинства колониальных стран. В 1898 г. в Северной Африке французский врач А. Лаверан открыл возбудителя малярии. В 1898 г. английский паразитолог Р. Росс показал, что переносчиком малярии у птиц яз-ляются комары и изучил цикл развития паразитов в теле комара. Итальянский зоолог Д. Б. Грасси показал, что малярийные паразиты у человека проходят такой же цикл развития, как и у птиц. Таким путем была установлена этиология малярии и определено направление как лечебных, так и предупредительных мероприятий в борьбе с малярией. В 1894 г. была открыта трипанозома африканской болезни «нагана», в 1904 г. — трипанозома сонной болезни. В 1898 г. русский врач П. Ф. Боровский в Средней Азии открыл возбудителя пендинской язвы, в 1903 г. английский врач У. Б. Лейшман вновь описал этих паразитов, получивших название лейшманий. В 1905 г. немецкий протистолог Ф. Шаудин открыл бледную спирохету сифилиса. В 1881 г. кубинский врач Финлей показал, что желтая лихорадка передается комарами особого вида. Бразильский врач Чагас изучил ряд заболеваний, вызываемых трипанозомами. Отечественные врачи (П. Ф. Боровский, Г. Н. Габричевский, Е. И. Марциновский и др.) многим способствовали изучению паразитарных заболеваний, встречающихся в нашей стране. Паразитология получила дальнейшее развитие в советское время благодаря работам Е. Н. Павловского, К. И. Скрябина и их многочисленных учеников.
Выявлена роль не только основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов), но и минеральных частей пищи, в том числе тех, которые встречаются в человеческом организме в малых количествах (микроэлементы). В XX веке создано учение о витаминах и показана их роль в i предохранении от болезней и их лечении. Русские врачи В. В. Пашутин и Н. И. Лунин показали, что в пище имеются особые незаменимые вещества, отсутствие которых вызывает заболевание животных (Н. И. Лунин, 1880). В 1906 г. англичанин Хопкинс установил, что кормление крыс искусственным молоком вызывало у них замедление роста и падение веса, а добавление небольшого количества натурального коровьего молока восстанавливало функции. В 1912 г. польский физиолог К. Функ убедительно показал роль недостающих при таком питании веществ и назвал их витаминами. В 1929 г. венгерский ученый Сент-Дьердьи получил витамин С из надпочечников и установил, что он является аскорбиновой кислотой. Исследователи открывали витамины, устанавливали их роль, их химическую природу, стали получать их синтетическим путем. Учение о витаминах дало правильное представление о ценности различных пищевых продуктов, ••возможность предупреждать развитие авитаминозов и гиповитаминозов(цинга, бери-бери я т. д.) и установило роль витаминов в сопротивляемости организма, в частности против инфекционных заболеваний. На базе этих теоретических исследований создалась обширная отрасль химико-фармацевтической промышленности — витаминная.
В XX веке найдены специфические способы лечения многих заболеваний. Наиболее широкое развитие и распространение получили средства против инфекционных заболеваний. Подверглись научной разработке и широко вошли в практику медицины биологические методы лечения и предупреждения болезней (сыворотки, вакцины, другие препараты бактериального происхождения). В 1901 г. бельгийский ученый Т. Борде совместно с Жангу открыл фиксацию алексина посторонними антигенами. На основании этой реакции немецкий микробиолог А. Вассермаи в 1906 г. предложил серологическую реакцию для распознавания сифилиса. В 1902 г. французский физиолог Ш. Рите открыл явление анафилаксии. Венский педиатр К. Пирке расширил и углубил понятие анафилаксии, предложил для этого явления название аллергии. Пирке рекомендовал применять аллергическую реакцию при кожной пробе на туберкулин для установления восприимчивости человека к туберкулезу (реакция Пирке), впоследствии получившую широкое распространение. В 1903—1904 гг. английский патолог А. Э. Райт, изучая защитные свойства сыворотки при иммунитете, открыл опсонины и предложил изготовлять аутовакцины. В 1921 г. французские ученые А. Кальметт и Герен многолетним культивированием на особой питательной среде из желчи получили ослабленную вакцину штамма бычьих туберкулезных микробактерий (бацилла Кальметта—Гере-на, БЦЖ). Применение этой вакцины у детей резко снижает их заболеваемость туберкулезом. Вслед за французскими советские специалисты изучили действие вакцины БЦЖ и с 1926 г. стали применять ее. В СССР и ряде других стран введение этой вакцины обязательно. Широкое применение вакцины БЦЖ резко снизило заболеваемость туберкулезом в детском и подростковом возрасте.
Предложенная в конце XIX века лечебная сыворотка против дифтерии оказалась недостаточной. Встал вопрос о предохранительной вакцинации против дифтерии. В 1923 г. французский микробиолог Г. Рамой предложил использовать для этой цели анатоксин. Постепенно активная иммунизация детей анатоксином распространилась в большинстве высокоразвитых странах, в результате чего заболеваемость дифтерией резко снизилась. Для предупреждения инфекционных болезней стали проводить вакцинацию ослабленными или убитыми культурами возбудителей. Предохранительные прививки получили широкое применение против многих заболеваний: брюшной тиф, холера, паратифы, туберкулез, столбняк, дифтерия.
Разработаны вопросы о роли желез внутренней секреции, и широкое лечебное применение получили приготовляемые из них препараты. После изучения Броун-Секаром в конце XIX века секреции щитовидной железы, надпочечников, яичек и других желез внутренней секреции созданная им эндокринология получила большое развитие: были открыты гормоны гипофиза, яичников, поджелудочной железы, паращитовидных желез и других органов. Многие гормоны применяются в лечебных целях. Открытие гормонов вызвало создание крупных фабрик, где перерабатываются органы животных для извлечения из них гормонов. Получение гормонов создало возможность специфического патогенетического лечения болезней, связанных с нарушением деятельности Желбя внутренней секреции.
Медицина в XX веке продолжает идти вперед в диагностике и терапии иг» чягтг» яти лпгтижрния огтяктпгя Л'ПГ.тупными только лая богатых.
рудовамие, помогающее врачу установить наличие патологических отклонений в живом организме, нередко место этих поражений, а иногда и их причину. Существенно изменились и стали более точными многочисленные приемы лабораторно-клинического анализа. В распознавании ряда болезненных явлений получили распространение методы функциональной диагностики. В 1905 г. русский врач Н. Н. Короткое предложил метод для исследования кровяного давления. В 1901 —1904 гг. голландским физиологом В. Эйнтховеном был предложен и усовершенствован русским ученым А. Ф. Самойловым электрокардиограф. В 1929 г. немецкий ученый Г. Бергер ввел в клиническую практику энцефалограф. Польским ученым Вл. Беганским и шведом Вестергреном предложена реакция оседания эритроцитов. Повседневным в медицине стало широкое применение рентгеновых лучей для распознавания заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы. Было расширено диагностическое использование рентгеновых лучей введением контрастных веществ. Разработана методика массовых рентгенологических исследований (флюорография).
Значительно расширилась лечебная сторона медицины. В XX веке i в медицине стали широко применяться химические лекарственные вещества, действующие на патогенных микроорганизмов. Начало применению химиотерапевтических средств при лечении малярии положили русский врач Д. Л. Романовский и германский ученый П. Эрлих. В 1910 г. Эрлихом для лечения сифилиса был предложен сальварсан. В 1920 г. румынский ученый К. Левадити для той же цели предложил препараты висмута. Расширились терапевтические возможности в различных областях медицины в связи с введением в лечебную практику обширной группы сульфаниламидных соединении. В 1935 г. германский химик Г. Домагк установил, что производное сульфаниламида пронтозил предохраняет мышей против смертельных доз гемолитического стрептококка. Пронтозил оказался эффективным средством при лечении рожистых воспалений, стрептококковой ангины, воспаления легких и других болезней. Фармацевтическая промышленность выпустила большое количество лекарств производных сульфаниламидов. Позднее для целей химиотерапии стали использоваться другие группы химических соединений (никотиновая кислота, параамино-салициловая кислота при лечении туберкулеза и т. п.). Синтетические лекарственные препараты все более и более стали заменять естественные.
Большое развитие получили физические методы лечения: водолечение, электротерапия, лучевая терапия (солнцелечение), диатермия, облучение ультрафиолетовыми лучами, рентгено и радиотерапия.
В 40-х годах XX века медицина использовала биологическое явление антагонизма микробов: выделенные в чистом виде антибиотики оказались высокоэффективными при лечении ряда заболеваний, ранее трудно излечимых. В 1929 г. английский бактериолог А. Флеминг извлек из зеленой плесени вещество, названное им пенициллином, имеющее свойство останавливать развитие патогенных микроорганизмов. В 1940 г. в начале второй мировой войны А. Флеминг, Г. В. Флори и Дж. Чейн разработали промышленные способы производства пенициллина. В 1944 г. американский микробиолог 3. А. Ваксман открыл стрептомицин, оказавшийся действенным средством для лечения туберкулезных заболеваний (легочного туберкулеза, туберкулезного менингита и Др.). -
Усовершенствованы методы обезболивания в хирургии. В 1892 г. немецкий хирург К. Л. Шлейх предложил метод местной анестезии кокаином путем инфильтрации тканей. В 1899 г. было предложено вводить кокаин непосредственно в спинномозговую жидкость. Ввиду токсичности кокаина
предложено искусственное охлаждение больного (гибернация), дающее повышенную устойчивость к шоку и кислородному голоданию. Разработаны методы хирургического вмешательства на органах грудной полости — легких и сердце, центральной нервной системе (головном и спинном мозге) и периферических нервах.
В течение XIX и XX веков усовершенствование и усложнение технической вооруженности врача, значительная дифференциация клинических специальностей способствовали прогрессивному развитию клинической медицины. Однако в условиях буржуазного общества присущая ему организация медицинского дела на основе частной практики обнаружила ряд отрицательных сторон медицинской практики. В условиях буржуазных государств и конце XIX и в особенности в XX веке это повело к узкой и односторонней специализации значительной части врачей.
Преобладание ошибочных сторон вирховской клеточной патологии и техницизма буржуазной медицины повело к одностороннему увлечению диагностическим уклоном медицины, при котором распознавание болезней превращалось в самоцель и мысль врача отрывалась от основной задачи медицины — излечения больного. Диагностический уклон приобрел резко выраженные формы, в особенности в связи с появлением и развитием специальных методов исследования и выделением вспомогательных специальностей в области распознавания болезней, как, например, в области лабораторной диагностики и рентгенодиагностики. Резко изменился характер клинического распознавания болезней. Исследование больного в большей или меньшей степени перешло из клинических и больничных палат в лаборатории и кабинеты, от непосредственного изучения больного — к изучению результатов лабораторных анализов, записей регистрирующих аппаратов, рентгенограмм и т. п. Врач, таким образом, оторвался от наблюдения за больным в целом, от синтетической картины болезни и во многих случаях ограничивается исследованием одного органа на основе одних лишь данных лаборатории, не учитывая всей клинической картины болезни.
Условия работы врача в капиталистических государствах отразились на его терапевтических мероприятиях. Фармацевтическая промышленность, получившая широкое развитие на базе успехов органической химии, наводнила рынок множеством широко рекламируемых лекарств. Конкуренция фармацевтических фирм и частнопрактикующих врачей, крикливые рекламы создают вокруг новых лекарственных веществ атмосферу ажиотажа, часто явно в ущерб интересам больного. Фабриканты и многие врачи на первое место ставят интересы личной наживы, стремясь получить от больного возможно больше денег. Дороговизна патентованной продукции химико-фармацевтической промышленности делает многие лекарства недоступными для широких кругов неимущего населения. Платность врачебной и больничной помощи, отсутствие социального страхования во многих капиталистических странах заставляют трудящихся отказываться от медицинской помощи. В условиях капитализма достижения передовых ученых доступны господствующим классам и не могут быть плодотворно использованы для широких трудящихся масс без коренного изменения условий их существования.
Борьба материализма с идеализмом о естествознании в конце XIX — начале XX века. Ленинский анализ кризиса в естествознании в Эпоху империализма. В период империализма буржуазное естествознание переживает кризис. С наступлением эпохи империализма усилилась буржуазная реакция как в области политики, так и в области идеологии.
В последней четверти XIX века идеалистические взгляды стали распространяться среди естествоиспытателей. В качестве проповедников философского идеализма выступили естествоиспытатели — физики Э. Мах, П. Дюгель, химик В. Оствальд, биолог М. Ферворн, математики и др. Вред их теорий усиливался тем, что свои нападки на естественнонаучный и философский материализм, свою идеалистическую философскую аргументацию они облекали в естественнонаучную терминологию, маскировали под «науку», как правило, не называя себя идеалистами. Для «опровержения» материализма идеалисты пытались использовать новые данные естествознания. В конце XIX и в начале XX века в физике были сделаны новые значительные открытия. Была создана новая электронная теория строения вещества, сменившая господствовавшую до того теорию атомов, трактовавшихся как последние элементы мироздания. Величайшие открытия в физике приводили к коренной ломке установившихся принципов в науке. Революция в естествознании требовала теоретического обобщения новейших открытий. Философы-идеалисты и часть естествоиспытателей пытались использовать новые открытия для реакционных, идеалистических выводов, подорвать веру в достоверность научных знаний и в самое существование материального мира. Реакционные поползновения в сторону идеализма в конце XIX и в начале XX века проявились у ряда крупных естествоиспытателей.
В. И. Ленин подробно ознакомился с основными проблемами физики и в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» раскрыл кризис буржуазного естествознания. На примере физики В. И. Ленин блестяще выявил теоретические основы кризиса современного естествознания, дал полный анализ, сохранивший свою силу и по отношению к другим отраслям естествознания. В. И. Ленин показал, что кризис современного естествознания и возникающие на его основе школки, течения и теченьица являются выражением кризиса всей капиталистической системы в эпоху империализма, что идеалистическая философия пытается использовать достижения естествознания для обоснования своих позиций, и указал путь выхода из кризиса в естествознании, раскрыл диалектический характер развития физики, процесса познания материи, ее видов и свойств, форм ее движения, ее закономерных связей. По В. И. Ленину, суть кризиса естествознания обусловлена тем, что вместо дальнейшего развития материализма на основе достижений естествознания и в связи с изменением и расширением прежних взглядов мы имеем распространение идеализма вследствие отсутствия правильного научного мышления, т. е. вследствие незнания диалектики. «...Мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, т. е. должен быть диалектическим материалистом» 2. Уделив главное внимание проявлениям идеализма в физике, В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» рассмотрел более близкие к медицине вопросы физиологии.
Борьба материализма с идеализмом в медицине в эпоху империализма. В условиях обострения противоречий капитализма в эпоху империализма буржуазия заинтересована в наиболее уточненных формах апологетики своего строя. В современной классовой борьбе естествознание и медицина используются для оправдания и закрепления капиталистического строя и империалистической политики, эксплуатации трудящихся, колониального рабства, разжигания шовинизма, подготовки войны. В период империализма научные деятели получают определенный заказ от правящих кругов капиталистических стран. Такой заказ затронул и область медицины. От ученых—биологов и медиков — буржуазия требует, чтобы они биологически обосновали неравенство рас, народов и общественных классов, биологическое неравенство людей. Все это нужно правящим кругам капиталистических стран в период империализма для оправдания раздела мира, колониальных захватов, эксплуатации рабочего класса внутри капиталистических стран и жителей колониальных стран, агрессии, войны и подготовки к новой войне. С целью заглушить классовую борьбу, отвлечь народ от классовой борьбы реакционные ученые капиталистических стран пытаются перенести закономерности живой природы на человеческое общество, проповедуя, что в природе и обществе якобы господствуют одни и те же законы. Они описывают «социальные» отношения у животных, якобы сходные с социальными отношениями в человеческом обществе. Для оправдания эксплуатации рабочего класса, людей с цветной кожей, жителей колониальных стран ученые-медики в капиталистических странах стремятся подменить социальные причины биологическими: они утверждают, что болезни не связаны с условиями труда и быта, не зависят от бедности, нищеты и угнетения трудящихся, что болезни будто бы обусловлены только естественными, биологическими причинами, зависят от предрасположения, конституции и наследственности. Признавая только биологическую обусловленность болезней, многие теоретики медицины считают болезни естественным явлением, обусловленным самой природой.
В условиях капитализма достижения медицины могут быть использованы только в ограниченных размерах для лечения «избранных»; у врача мало возможностей для лечения большинства населения. Признавая биологическую обусловленность различных болезней, многие медики капиталистических стран доказывают ненужность, необоснованность применения профилактических мероприятий, предупреждающих возникновение и развитие болезней. Усиленно стали доказывать, что основная задача медицины — только лечить болезни и то лишь в том случае, если заболевание поразило «ценного» человека. Откровенные идеологи буржуазии империалистического периода, например германский философ-идеалист Ницше, призывали к тому, что в интересах нации, ее биологической «чистоты» следует уничтожать некоторые категории больных. Эти предложения и были реализованы во время господства фашистов в гитлеровской Германии, где были уничтожены сотни тысяч душевнобольных.
В условиях империализма даже социальная гигиена привлекается к защите системы капитализма. Наиболее радикальные представители буржуазной социальной гигиены реформистского и ревизионистского направления доходят до признания санитарных последствий капиталистической эксплуатации и национального гнета и представляют доказательства роли отдельных факторов социальной среды в патологии трудящихся масс. Но даже они останавливаются на пороге установления решающего фактора народного здоровья—самого капитализма как социально-экономической системы, с его антагонистическими противоречиями.
Охрана народного здоровья возможна в рамках капиталистического общества, совместима с его интересами и что буржуазное царство в надклассовом порядке осуществляет ее. Нередко даже видные представители западноевропейской науки, сделавшие много для прогресса естествознания и медицины, как бы стыдясь своего невольного материализма, всячески стремились засвидетельствовать свою преданность официальному идеализму, интересам господствующего класса — буржуазии. У русских же ученых такое лицемерие и двойственность их западноевропейских коллег и в прошлом вызывали насмешку. Такая двойственность была отчетливо видна в деятельности Клода Бернара, Р. Вирхова, Г. Гельмгольца, Э. Дюбуа-Реймона и ряда других крупных представителей медицины в XIX веке. С особой силой это выявилось в конце XIX и в XX веке, что и привело медицину капиталистического общества к состоянию кризиса, когда врач вынужден отходить от своей основной, глубоко гуманной задачи — облегчения страданий больного человека и предупреждения заболеваний к совершенно противоположным действиям — средствами своей профессии творить смерть, к чему империализм привел медицину при фашизме.
Кризис буржуазной медицины в эпоху империализма. Идеологические извращения в современной медицине капиталистических стран и борьба с ними передовых представителей медицины. В медицине капиталистических стран отчетливо видны идеологические извращения, характерные для кризисного ее состояния. Явления эти различны по силе и сфере действия. Кризис медицины в капиталистических странах тесно связан с кризисом всего естествознания, имеет с ним общие черты, но наряду с этим отличается специфическими особенностями. Кризис буржуазной медицины является отражением тупика, в котором медицина оказалась в капиталистических странах. Это не только кризис методологии в медицинской теории, это также кризис, выражающий противоречия между огромными потребностями населения в медицинской помощи и ее недоступностью для трудящихся масс в капиталистических странах, противоречие между широкими возможностями использования новейших лекарственных средств, эффективного применения медицинской аппаратуры, новых технических и физических открытий для медицинских целей и недоступностью всего этого для населения в условиях всего углубляющегося относительного и абсолютного обнищания трудящихся в эпоху империализма. Достижения медицины, построенной в капиталистических странах на купле продаже—основе буржуазного общества, становятся все более далекими и недоступными для народа.
Кризис медицины явился также результатом противоречия между индивидуальной направленностью буржуазной медицины и широкими потребностями населения в деле охраны его здоровья. 3. П. Соловьев писал: «Характерной для современной клиники чертой является то, что она сложилась и существует по сегодняшний день как дисциплина сугубо индивидуалистическая. Строй современного капиталистического общества налагает свою руку и на медицину как в области теории, так и в особенности в области практики. Индивидуалистический спрос на обслуживание отдельного человека, а не человеческого коллектива создает и соответственные методы мышления и практики» 1. Преобладающая в капиталистических странах форма медицинской помощи в виде частной практики, где взаимоотношения между врачом и пациентом в основном определяются го дела. D «коммунистическом манифесте» Маркс и Энгельс писали: «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников» К В 1929 г. 8 докладе о положении врачей австрийский ученый Ю. Тандлер писал: «Медицинская профессия не может быть отделена от социального и политического комплекса, в котором она находится... В современных экономических условиях врач внешне, но только внешне, живет как человек, занимающийся либеральной профессией. На деле же врач — это мелкий лавочник, мелкий предприниматель, торгующий здоровьем тех, кто ему доверился. Это странное положение является прежде всего результатом экономических условий. Внешне врач заинтересован в благополучии своих клиентов я работает в интересах их здоровья. Но по существу и по причинам материального характера врач является врагом этого здоровья, он живет не за счет этого здоровья, а за счет его противоположности — болезни... и число его посещений и рецептов зависит не от болезни, а от материальной выгоды для него самого» .
Частная практика приводит ко многим уродливым явлениям во врачебной жизни (деление врачебного гонорара с врачами, приславшими больного на консультацию, с аптекарями, рекомендовавшими больным обращаться к данному врачу). Врачи в своих работах рекламируют продукцию определенных фармацевтических фирм, оплачивающих врачам такую рекламу. Аптекари платят врачам, которые в своих рецептах выписывают дорогостоящие лекарства и за получением их направляют больных в определенную аптеку. Фармацевтическая промышленность в погоне за прибылями выпускает массу патентованных медикаментов, часто бесполезных в даже вредных. Официальная комиссия конгресса США установила, что на покупку средств против ожирения население США ежегодно расходует сотни миллионов долларов, а исследование показало, что эти средства >»е только не оказывают нужного действия, но даже приносят вред. Боясь потерять заработок, врачи США и возглавляющая их Американская медицинская ассоциация борются против попыток ввести в стране даже ограниченные формы социального страхования. В погоне за высокими гонорарами врачи нередко производят ненужные и не вызванные состоянием больного операции.
В Германии, в стране, где ранее других пролетариат добился социального страхования, многие вопросы медицинского обслуживания врачи решали с позиций предпринимателей и защищали их интересы. Это особенно сказывалось в экспертизе инвалидности и при установлении пенсии рабочим после трудового увечья и профессионального заболевания. У немецких врачей социально-классовая и идеологическая основа их концепции травматического невроза с точки зрения буржуазной юриспруденции отчетливо видна в игнорировании интересов трудящихся, в третировании их как склонных ко лжи и симуляции, с точки зрения жажды ренты и проблемы аггравации и симуляции. В Германии термин «травматический неврозу был заменен термином «рентный невроз». Известный терапевт Штрюмпель писал о «рентных домогательствах», другой врач — об «истерии вследствие ренты», говорили о «клинических последствиях законов страхования от несчастных случаев».
Многие современные течения в буржуазной философии возрождают средневековые учения о Боге и душе Некоторые ученые капиталистических стран в новой исторической обстановке стремятся обосновать старые теологические представления, придавая им научную форму, стараясь показать, будто их положения опираются на выводы современного естествознания, и фальсифицируют выводы современных естественных наук и медицины. В капиталистических странах широко распространены гомеопатия, шарлатанство в медицине и знахарство, так как медицинская помощь там очень дорога. Среди знахарей, имеющих право лечебной практики без медицинского образования, в Соединенных Штатах Америки есть, например, так называемые хиропракторы, которые считают, что причина всех болезней — в подвывихе позвонка и давлении его на спинной мозг. Методом лечения всех болезней они считают удар ладонью по позвоночнику для «подгонки» определенного позвонка. Хиропракторы имеют даже специальные школы с двухлетним курсом обучения.
Элементы кризиса в медицине империалистических стран не случайны, не привнесены извне: они подготовлены развитием медицины в условиях буржуазного общества. Критические явления в медицине в период империализма являются закономерной заключительной главой ее развития. В условиях загнивания капитализма многие медики в буржуазных странах идут от науки к мистицизму, религии, знахарству, вплоть до явного фашизма и человеконенавистничества. Советский врач должен быть готов к борьбе с идеологическими извращениями в медицине. Ему следует быть знакомым с различными идеологическими извращениями в медицине капиталистических стран.
Агностицизм и идеализм в медицине. Ранее мы останавливались на примерах агностицизма у Мюллера и Гельмгольца. Кантовского учения о непознаваемости «вещи в себе» придерживались многие крупные представители медицины. Видным агностиком в медицине конца XIX века был крупный немецкий физиолог Дюбуа-Реймон (1818—1896), известный своими исследованиями в области электрофизиологии. Будучи по своим воззрениям типичным механистом, Дюбуа-Реймон сводил естественные процессы в живых тканях к механике атомов. В своей речи на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в 1882 г. Дюбуа-Реймон указал, что существуют и будут существовать принципиальные границы познания, за которые естествознание выйти не может и никогда не проникнет, что в природе существуют пороги, за которыми перестает действовать механистический материализм. Дюбуа-Реймон призывал естествоиспытателей спокойно примириться с наличием таких границ познания и применил латинское выражение, ставшее крылатым для обозначения агностицизма. К числу таких остающихся за пределами человеческих знаний проблем Дюбуа-Реймон относил и проблему сознания, психического процесса, духовную деятельность человека. «Как в понимании силы и материи, точно так же и в понимании духовной деятельности из материальных условий человечества, несмотря на все открытия естествознания, не сделано за два тысячелетия никакого существенного приобретения, да и никогда не будет сделано. Ignorabimus».
Агностицизм не так безобиден, как может показаться сначала. Агностики— выразители интересов реакционных классов. Все современные буржуазные философы, все реакционеры в науке — ярые агностики. И у Дю-' буа-Реймона его агностицизм сочетался с реакционностью в политике и мировоззрений. Дюбуа-Реймону была страшна мысль о неизбежности гибели капитализма. События, современником которых он был (Парижская лизм Дюбуа-Реймои считал «народно-классовым психозом». Дюбуа-Рей-мон был и ярым расистом. И. М. Сеченов в своих «Автобиографических записках» расказал о том, как в лекции Дюбуа-Реймон «угостил» группу русских врачей явно расистскими рассуждениями о превосходстве длинноголовых (немцев) над круглоголовыми (славянами). Молодой И. М.Сеченов еще в 1863 г. в своем знаменитом сочинении «Рефлексы головного мозга» дал достойный ответ расисту Дюбуа-Реймону (см. стр. 251).
Тесную связь агностицизма с реакционностью в политике в XX веке продемонстрировал талантливый французский хирург и экспериментатор—. патолог А. Каррель, многие годы работавший в Рокфеллеровском институте в Нью-Йорке. Каррель заслуженно пользовался большой известностью в области клинической и теоретической медицины: во время первой мировой войны он работал по вопросам заживления и лечения ран (в частности, предложил жидкость, носящую имя Карреля — Дакена), разработал методику сосудистого шва конец в конец, предложил сохранять кровеносные сосуды и органы в жидкой среде для последующей пересадки. Карре-лем проведены многочисленные опыты с вынутыми из тел внутренними органами, помещенными в сосуд и там функционирующими. Каррель разработал специальную технику культуры тканей в плазме крови с прибавлением эмбриональных соков и использованием пассажей.
Каррель не ограничился научной сферой и в 1932 г. опубликовал книгу под названием «Человек — это неизвестное», где изложил свои общефилософские воззрения, представляющие сложную путаницу многих сторон идеалистических извращений в медицине. Книга Карреля получила широкое распространение не только во врачебных кругах, она многократно переиздавалась на французском языке и в переводах на другие языки. Каррель утверждал, что люди биологически неравны, доказывал умственную и физиологическую отсталость пролетариата и в духе вейсманизма утверждал, что психическая неполноценность пролетариата передается по наследству. Каррель утверждал, что прогресс предупредительной медицины подавляет естественный отбор. Каррель призывал врачей полностью удалить из их умов «механицизм XIX века», подразумевая под этим материализм. Такие философские и общетеоретические воззрения у Карреля слились с резко и явно выраженной политической реакционностью. Каррель считал, что демократия, материализм, социализм и коммунизм относятся к прошлым временам. Воззрения Карреля не оставались чисто теоретическими. В критический момент жизни Франции Каррель проводил свои взгляды в жизнь: вернувшись во Францию во время гитлеровской оккупации, Каррель активно сотрудничал с гитлеровцами и возглавлял созданную ими профашистскую организацию французских врачей.
Загнивание медицинской науки в капиталистических странах в период империализма получило отражение в оживлении воинствующего идеализма и мистицизма. Видный английский физиолог Шеррингтон, специалист по физиологии нервной системы, «проевший зубы» на этих разделах науки (по выражению И. П. Павлова), не считал достаточно доказанным, что мозг является органом мысли. Шеррингтон утверждал, что война «прирождена человеку» и зоологическое название человека «homo sapiens» предлагал заменить более соответствующим, по его мнению, названием «homo bellicosus».
Против материалистического учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, против новой материалистической науки о мозге в капиталистических странах ведется широкая кампания, в которой принимают участие видные физиологи. , можности его безграничными.
Телеология в медицине. Крупный германский хирург Бир писал, что в начале XX века его телеологические рассуждения встречали единодушный отпор ученых. Его предупреждали, что с такими воззрениями в век естествознания академической карьеры не сделаешь. После прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 г. Бир отмечал, что признание целесообразности жизненных процессов стало весьма модным среди врачей, Бир это считал признаком «расцвета медицины».
Известный германский биохимик Мейергоф в том же 1933 г. выступил с пропагандой телеологии в своей книге «Натурфилософские основы физиологии». Мейергоф отмечал, что экспериментатор-физиолог в своих исследованиях встречается с многочисленными философскими проблемами и испытывает большую потребность в систематизации результатов исследований. По его мнению, и в настоящее время философия Канта составляет пригодную основу для обобщений физиологических исследований. Мейергоф признавал наличие в любой живой материи душевного начала, присущего ей и обеспечивающего планомерную упорядоченность живого. «Повелением душевного начала органическая материя как бы подчиняется и оно в ней реализуется». Мейергоф считал недоступным каузальному объяснению возникновение планомерности живой материи и ее способности к самосохранению, требующей телеологического истолкования. Мейергоф утверждал, что «на нынешнем этапе биология не может отрешиться от телеологических объяснений».
Кондиционализм. В среде современных патологов капиталистических стран довольно широко распространен кондиционализм, который является ярким примером того, как кризис методологических основ естествознания рождает реакционные течения и идеалистические школки. Крупный физиолог М. Ферзорн в своей книге «Вопрос о границах познания», написанной в 1907 г., отказался от прежнего объяснения физиологических явлений и утверждал кондиционализм. Он писал: «Понятие причинности есть мистическое понятие, происходящее из первобытной фазы человеческого мышления. Строго научный метод изложения не знает никаких „причин", а только закономерные зависимости». Позднее Ферворн писал: «Каузальная закономерность есть умозрительная мистика... Пришла пора подвергнуть понятие каузальности пересмотру, и самое лучшее вообще изгнать его из точной науки».
В основе кондиционализма вообще и кондиционализма в патологии в частности лежат субъективно-идеалистические положения Маха, согласно которым законы природы порождаются нашей психологической потребностью ориентироваться среди явлений природы. Кондиционализм в патологии, будучи одним из реакционных выражений буржуазной науки, вырос на основе богатейшего эмпирического материала, который при отсутствии правильного научного мышления привел некоторых патологов не только к отрицанию механической причинности, но и отрицанию объективной причинности вообще. Вместо того чтобы механическое понимание причинности заменить правильным, отрицая механическую причинность, патологи отрицают вообще наличие объективной причинности. Вместо того чтобы освободиться от этого понимания, патологи стали говорить о кризисе и ненужности причинности, о необходимости замены ее кондициона-лизмом. Учение диалектического материализма о причинности разоблачает глубину ошибок приверженцев кондиционализма.
Фрейдизм. В конце XIX — начале XX века австрийский психиатр. 3. Фрейд создал особое учение—психоанализ. Он утверждал, что
человека и в поведении его самую важную роль играют бессознательные, в частности сексуальные, переживания. Основываясь на грубом биологизме в соединении с субъективным идеализмом, Фрейд полностью игнорирует сущность психической жизни человека. Позднее Фрейд распространил свою теорию на явления общественной жизни, философию, психологию и социологию. Учение его получило широкое распространение и вышло далеко за пределы медицинских кругов. Фрейдизм все больше и больше приобретает значение реакционной идеологии не только в области медицинской науки, но идеологии, претендующей на объяснение общебиологических и социальных проблем. Фрейдизм лежит в основе современной американской социологии, психологии и медицины, которые заполнены фрейдистскими идеями «подсознательного». Происходит «безудержная экспансия фрейдизма» в медицину, психологию, педагогику, историю. Фрейдизм стал идеологией современной фашиствующей буржуазии. Отрицая познавательную способность человеческого разума, фрейдизм воспевает бессознательное влияние, животные инстинкты у человека и служит идеологическим оружием империалистической реакции и агрессии. Фрейдизм, отрицающий объективный характер мира, отвергающий причинную связь явлений и предлагающий «устранить» все классовые, национальные и религиозные противоречия путем психоанализа, является в настоящее время знаменем буржуазной науки. Задача фрейдизма сводится к тому, чтобы снизить роль сознания и отвлечь человека от социальных проблем, выдвинув на первый план проблему пола. Фрейдизм пытается объяснить различные стороны высшей нервной деятельности, патогенез нервных и психических заболеваний, особенно неврозов, механизм сновидений. Функциональные расстройства и органические повреждения нервной системы фрейдизм объясняет как протекающие вне сознания.
Марксистские положения о решающей роли социальных условий в формировании личности человека и его поведении, учение И. П. Павлова о ведущей роли коры головного мозга в регуляции деятельности человека, данные марксистской науки о ведущей роли сознания в деятельности людей опровергают фрейдизм и доказывают его научную несостоятельность.
Реакционные теории наследственности и конституции. Одной из черт развития медицины периода империализма явилось внимание к вопросам наследственности, провозглашение врожденной конституции как выдающегося принципа биологии и медицины, преуменьшение роли внешней среды и отсюда пренебрежение к профилактической медицине. Яд реакционного учения о конституции проникает в буржуазную медицину через каналы евгеники и генетики, противопоставляемых социальной гигиене. Дарвинизм обеспокоил господствующий класс буржуазного общества, так как побуждал изменить представления об основных законах природы и общества в направлении материалистического сознания. Буржуазия увидела в этом потрясение основ, угрозу своему могуществу. Поэтому идеалистическая реакция поставила своей целью если не прямое отрицание дарвинизма, то во всяком случае такое толкование дарвинизма, которое служило бы целям укрепления господства буржуазии. Выдавая себя за последователей Дарвина, вейсманисты-морганисты старались всячески извратить главное в дарвинизме — его материалистическую теорию развития организмов, учение о естественном отборе, изменчивости организмов и их наследственных качеств под влиянием внешней среды, теорию о наследовании приобретенных изменений.
Проникнуть в сущность явлений природы, вскрыть лежащие в ее основе закономерности. Вейсманизм-морганизм воспринимается медициной, которая выдвигает учение о конституции Конституция, ограниченная признанием преимущественной роли наследственных факторов, конституция как фатум организма, отрицание роли среды в индивидуальном развитии и отсюда отрицание роли гигиены, общественной профилактики — все это стало знаменем реакционного в медицине. Идеи Вейсмана — Моргана оказали тлетворное влияние на медицинскую науку. Их влияние отразилось в различных медицинских специальностях: психиатрии, учении о высшей нервной деятельности, онкологии, микробиологии, педиатрии и других клинических дисциплинах. Признание наследственной природы распространяется на разнообразные заболевания. Придерживающиеся таких воззрений врачи считают, что по наследству передаются многие болезни. Офтальмологи-менделисты, например, утверждают, что «в момент слияния яйцеклетки со сперматозоидом решается судьба рефракции», и потому считают близорукость наследственной и неизлечимой. Из этого вытекают фаталистические выводы в отношении лечения этих заболеваний. Менделизм является основой терапевтического нигилизма. Разделяющие его положения врачи отрицают возможность лечить так называемые наследственные болезни. Реакционные концепции о наследственности применительно к человеческому организму приводят к отрицанию эффективности и целесообразности оздоровительных профилактических мероприятий.
Мальтузианство и медицина. Общая и медицинская пресса капиталистических стран полна статей, проповедующих мальтузианство. Дарвин ошибочно перенес теорию Мальтуса из сферы общественных явлений в область биологии. Он писал: «Борьба за существование наступает неизбежно вследствие сильной степени, в которой стремятся размножаться все организмы. Это есть учение Мальтуса, перенесенное в усиленной степени на все животное и растительное царство». Эту ошибку Дарвина в переоценке теории Мальтуса широко используют буржуазные социологи и врачи.
Н. Г. Чернышевский, И. И. Мечников и другие передовые отечественные ученые указали на порочность теории Мальтуса и ошибку Дарвина Против мальтузианства выступал Д. И. Менделеев, который в 1901 г. писал: «Мальтус и так называемые неомальтузианцы даже прямо требуют воздержания от деторождения. Возмутительность такого учения тем явственнее, что все главные его посылки не верны». Д. И. Менделеев доказывал, что так называемые теории убывающего плодородия почвы не имеют никаких научных оснований. В развитии своих идей Д. И. Менделеев для снижения заболеваемости и смертности населения в России предлагал повысить материальное благосостояние населения и улучшить его медицинское обслуживание.
Маркс и Энгельс дали уничтожающую критику мальтузианства, являющегося основой буржуазных социально-гигиенических учений, и вскрыли мальтузианские ошибки Дарвина, отделив их от прогрессивных сторон его учения.
Буржуазных политиков, экономистов и врачей тревожит вопрос о перенаселении земного шара, отдельных континентов и стран. Мальтузианцы требуют ограничения рождаемости, «контроля над рождаемостью» (по терминологии официальных документов) и особенно настойчиво рекомендуют принимать меры, ограничивающие прирост населения в Китае, Ин-, дни, слаборазвитых в экономическом отношении странах и колониях.
Социальный смысл мальтузианских выступлений ученых капиталистических стран заключается в оправдании колониального угнетения, войн.
В. Фогт в 1948 г. опубликовал книгу, где в поисках «пути к спасению» от будто бы угрожающего человечеству перенаселения с особым рвением ополчился против медицины. Он утверждает, что развитие медицины является якобы причиной перенаселения. Фогт сожалеет о том, что Пастер и другие деятели науки научили людей бороться с болезнями. «Люди получили возможность бороться со многими болезнями и самая действенная из причин, сдерживающая чрезмерный рост населения, стала исчезать. Наступила санитарная революция. Население стало расти еще быстрее. Такие простые приемы охраны здоровья, как кипячение загрязненной воды, быстро распространились из Европы и Северной Америки в остальные части мира. Этого было достаточно, чтобы вызвать бурный рост населения». По мнению Фогта, медицина ответственна за тяжелое положение трудящихся в Латинской Америке. В большей части Латинской Америки «.совершенно ликвидирована желтая лихорадка, во многих районах заболеваемость малярией значительно снижена, оспа исчезает, питьевая вода во многих городах очищается так, что количество желудочных заболеваний, которые раньше самым эффективным образом ограничивали рост населения, резко упало. Совершенно не думая о том, чем кормить миллионы латиноамериканцев, деятели здравоохранения с самыми благими намерениями способствовали снижению смертности населения». Как горячий сторонник «контроля» над плодовитостью другой американский мальтузианец Кук считает, что существует два вида контроля—«естественный и позитивный». «Естественным» контролем Кук считает голод, болезни и войну и пишет: «Когда численность населения земного шара становится слишком велика по отношению к количеству продовольствия, тогда „естественный" контроль в виде войны, голода, болезней и детской смертности вступает в действие». В виде «позитивного» контроля Кук рекомендует массовую принудительную стерилизацию населения.
Подобные идеи проникают и в среду врачей. Крупный английский физиолог Хилл на конференции британской ассоциации ученых в 1952 г. выступил с речью «Этическая дилемма науки», где пришел к выводу, что достижения науки приносят несчастье человечеству. В частности, по мнению Хилла, медицина и гигиена, борющиеся с эпидемиями, поставили человечество перед катастрофой. Хилл не соглашается с теми мальтузианцами, которые предлагают ограничиться контролем рождаемости, для чего, по их мнению, требуется в первую очередь просвещать народные массы. Он полагал, что успехи просвещения не скоро дадут нужные результаты в отношении снижения рождаемости. Поэтому, предложил Хилл, не лучше ли будет, чтобы медицина отступила назад, отказавшись от некоторых своих открытий.
Призывая к искоренению медицины, восхваляя болезни и голод, мальтузианцы тем самым пытаются обосновать отсутствие заботы о здоровье трудящихся в капиталистических странах. Они стремятся оправдать сокращение и без того мизерных государственных расходов на медицинское обслуживание населения, снижение пособий по безработице, искусственную организацию голода крупнейшими монополиями в целях повышения цен на продовольствие.
Евгеника. Среди ученых капиталистических стран широко распространены теории, подменяющие социальные факторы биологическими. В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» ярко показал недопустимость перенесения биологических понятий в область общественных наук. Учение Дарвина о естественном отборе.
«Миллионеры,— пишет американский ученый,— суть продукт отбора, действующего на все человечество». Нищету и безработицу они считают результатом наследственной неполноценности пролетариата и крестьянства.
Основатель евгеники — английский биолог Ф. Гальтон доказывал, что в мире существует высшая раса людей («аристократия мира»), представители которой и правят миром, давая выдающихся монархов, полководцев, политических деятелей, ученых, писателей. Гальтон рекомендовал создать высшую расу людей путем искусственного отбора их для воспроизводства. Евгенисты предлагаемые ими для этой цели мероприятия делят на положительные и отрицательные (запретительные) евгенические меры. Если в области «положительной евгеники» большинство сторонников ограничивается платоническими пожеланиями о способствовании брачным союзам между представителями «аристократии мира» и мало затрагивают в этом отношении медицину, то в области «запретительной, отрицательной евгеники» они вплотную смыкаются с медициной. В «запретительной евгенике» не ограничиваются советами не заключать браки между людьми, от которых, по данным науки, можно получить болезненное потомство. Евгенисты в этой части своих предложений переходят к активному вмешательству и требуют насильственной стерилизации людей, от которых, по их мнению, можно ожидать «неполноценное» потомство. В законодательном порядке устанавливаются условия, когда по приговору суда врачи проводят стерилизацию. Впервые подобный закон был введен в штате Индиана в США («индианский закон»). В США подобные законы существуют в 37 из 50 штатов. При участии врачей в США разработан список болезней, наличие которых до четвертого поколения у предков данного человека дает «основание» для насильственного проведения его стерилизации путем хирургического вмешательства и рентгеновского облучения. Число таких болезней американцы довели до 55.
В США стерилизованы таким образом десятки тысяч человек. Широкое распространение принудительная стерилизация получила при Гитлере: за 12 лет в фашистской Германии было стерилизовано около 200 ООО человек.
3. П. Соловьев критике вейсманизма и евгеники с позиции марксизма-ленинизма посвятил особое сочинение «Несколько слов о разведении породы человека» \ где показал, что «повадки рабовладельца и самодовольная пошлость тупого буржуа находят превосходнейший питательный материал в евгеническом учении о предопределенном наследственностью неравенстве людей. Именно на этой почве вырастает научное оправдание проповеди человеконенавистничества, шовинизма и изуверства, в Северной Америке законодательное запрещение браков с неграми, мулатами, индийцами и монголами; стерилизация преступников и политических в том числе, изоляция «социально вредных элементов» и революционно настроенных рабочих вместе с ними; запрещение въезда «немогущим прокормить себя и т. д.».
Фашизм в медицине. Расовая теория и медицина. Учение Вейсмаяа — Менделя—Моргана послужило теоретическим обоснованием так называемой расовой теории. Особо широкое распространение и официальное признание расовая теория получила в фашистской Германии с 1933 по 1945 г.
этапе развития капитализма производительные силы получают лишь одностороннее развитие, становясь уже не производительными, а разрушительными силами. В. И. Ленин в своем учении об империализме показал, что все достижения техники, все успехи крупной промышленности, которые могли бы снабдить мир всеми 'необходимыми продуктами, современный капитализм не умеет пускать в ход иначе, как для того, чтобы производить в массовых масштабах снаряды, взрывчатые вещества и другие орудия «фабрикации искалеченных людей» и разрушения производительных сил. Империализм уже не может использовать развитие техники вследствие дошедшего до крайних пределов противоречия производительных сил и производственных отношений.
Немецкие медики в течение десятков лет готовили реакционную немецкую медицину и немецких врачей к роли послушного орудия фашистской политики угнетения и истребления народов, к расовой медицине, к расовой гигиене, к этим основам расовой теории фашизма. Л. Ашоф и П. Диптен в изданных ими хронологических таблицах по истории медицины под 1933 г. (годом прихода Гитлера к власти в Германии) в рубрике «Культурные события» записали: «Национал-социалистическая революция в Германии» и как результат этого отметили: «Рост разработки расовой гигиены и евгеники под влиянием национал-социалистического мировоззрения ».
Руководствуясь расовой теорией, германские фашисты, часто руками врачей и средствами медицины проводили преступную практику стерилизации и массового уничтожения людей. 1 сентября 1939 г. в день начала второй мировой войны, в день нападения на Польшу Гитлер распорядился «выбрать врачей, которые будут достаточно компетентны для проведения „милостивой смерти" (Gnadentod) неизлечимым больным после обследования их здоровья». В оправдание таких мер в приказе писалось, что «во время войны бесполезные люди должны исчезнуть, уступив место воюющим», что нужно «освободиться от бесполезных едоков». По этому приказу в последние месяцы 1939 г. немецкими «компетентными» врачами было уничтожено свыше 275 000 больных, находившихся в то время в психиатрических больницах Германии. Позднее созданные фашистами концентрационные лагери, где помещались военнопленные из различных частей Европы, были использованы как своеобразные «лаборатории», где врачами проводились многочисленные опыты на людях. Изучались разнообразные вопросы: действие ядов, высотных полетов в барокамерах, длительное замораживание, лечебное действие сульфаниламидов на искусственно вызванные флегмоны, отравление горчичным газом, прививались заразные болезни (сыпной тиф, инфекционная желтуха), Жещд£НЬ1 подвеРгались стерилизации. Второй нюрнбергский процесс в 1946 г. осудил 23 немецких врача, руководивших медицинским делом гитлеровской Германии.
В своих планах Гитлер и его помощники ставили своей задачей не только завоевание и разделение территории Советского Союза, но И «полное биологическое истребление русского народа». К этой чудовищной цели Гиммлер собирался двигаться различными путями. В первую очередь он намечал прекратить естественный прирост населения, физически уничтожая по 3—4 млн. русских в год. На территории СССР должны были быть закрыты все детские больницы, сады, ясли. С хладнокровие профессионального убийцы автор другого меморандума писал: «Пропагандировать добровольную стерилизацию. Не бороться против детской смертности... Не вести разъяснительной работы среди матерей о детских болезнях и об уходе за младенцами». Разгром фашистской Германии
в странах и в кругах империалистов до настоящего времени широко распространена расовая теория, делящая людей на высшие и низшие расы.
Роль врачей в подготовке бактериологической войны. Хабаровский процесс в 1949 г. разоблачил усиленную подготовку к ведению бактериологической войны, которую проводила японская армия до 1945 г. В этой подготовке активную роль играли японские врачи. Центр подготовки .Японией бактериологической войны находился в Токио в бывшем военно-медицинском училище. Центром являлась антиэпидемическая лаборатория, построенная в секретной части училища. iB лаборатории занимались исследованиями несколько тысяч генералов и офицеров медицинской службы японской армии и врачей, приданных к армии. В этой лаборатории готовились специалисты-бактериологи, направленные в Маньчжурию. Здесь выращивались бактерии холеры, тифа (для отравления воды), сапа я других болезней (для лошадей и других животных), газовой гангрены (для людей), изучались методы применения их, методы борьбы с ними, способы распыления бактерий с самолетов, начинение ими мин, гранат, пуль, стеклянных бомб, разрывающихся над поверхностью воды, и т. п. Начальник лаборатории говорил сотрудникам, что «военная медицина состоит не только в лечении и предупреждении, подлинная военная медицина предназначена для нападения».