МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Феодальный строй установился в различных странах мира в разные исторические сроки. Этот процесс перехода от рабовладения к феодализму протекал в специфических для каждой страны формах. Так, в Китае это произошло около III—II века до н. э., в Индии — в первые столетия нашей эры, в Закавказье и Средней Азии в IV—VI веках, в странах Западной Европы — в V—VI веках, в России — в IX веке.
Падение Западной Римской империи в 476 г. н. э. представляет для Западной Европы историческую грань между рабовладельческой формацией и пришедшей ей на смену новой формацией — феодальной, между так называемой древностью и средними веками. Средневековье—эпоха феодальных, или крепостнических, отношений охватывает 12—13 веков.
При феодализме существовало два основных класса: феодалы и зависимые крепостные крестьяне. Впоследствии с ростом городов усилился слой городских ремесленников и купцов —будущее третье сословие, буржуазия. Между двумя основными классами феодального общества на протяжении всего средневековья шла непрекращающаяся борьба.
Феодальный строй Франции, Германии, Англии прошел три стадии. Первая стадия феодализма (с V по X—XI в.)—раннее средневековье-следовала непосредственно за падением рабовладельческого строя в Риме в результате восстания рабов и вторжения «варваров».
Прогрессивные черты феодального строя сказались не скоро. Новые формы общественной жизни складывались медленно. Кельтские и германские племена, победившие рабовладельческие государства, принесли с собой пережитки родового строя с его экономическими и культурными чертами, прежде всего с натуральными формами хозяйства. Переход от античного мира к средневековью в Западной Европе был связан на первых порах с глубоким экономическим и культурным упадком. В раннем средневековье преобладало натуральное хозяйство. В странах Западной Европы в течение ряда веков отмечался упадок науки.
Во второй стадии феодализма в Западной Европе (приблизительно с XI по XV век) — в развитом средневековье — с ростом производительных сил росли города — центры ремесла и торговли. Ремесленники в городах объединялись в цехи, развитие которых характерно для данной стадии. Наряду с натуральным хозяйством получило развитие меновое хозяйство. Крепли товарно-денежные отношения. Развивалась и росла торговля внутри страны и между странами.
Вся духовная культура средневековья находилась под гнетом церковной идеологии, утверждавшей божественную неизменяемость существую-
Привратник средневекового города не разрешает вход «прокаженным».
щего классового порядка и угнетения. «Мировоззрение средних веков было по преимуществу геологическим... церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя» . Блаженный Августин в IV веке выставил характерное в этом отношении положение: «Авторитет священного писания выше всех способностей человеческого разума». Официальная церковь боролась против ересей — попыток критически относиться к священному писанию и церковным авторитетам. В этих ересях находил отражение социальный протест крестьян и горожан. Для подавления ересей в конце этого периода в католических странах Западной Европы был создан особый орган — инквизиция. Духовенство к тому же было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия — все содержание этих наук приводилось в соответствии с учением церкви .В эпоху средневековья науку считали служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы, установленные верой.
В X—XII веках доминирующей формой философии в'Западной Европе стала схоластика. В XIII веке схоластика достигла своего расцвета. Смысл схоластики заключался в обосновании, систематизации и защите официальной церковной идеологии путем искусственных формалистических логических ухищрений. Классовое значение схоластики заключалось в оправдании феодальной иерархии и религиозной идеологии в целях жесточайшей эксплуатации трудящихся и удушения прогрессивной мысли.
Схоластика исходила из того положения, что все возможные знаниями уже даны либо в священном писании, либо в творениях отцов церкви..
Философской основой средевековой науки являлось в первую очередь учение Аристотеля, в значительной мере искаженное и поставленное на службу богословию. В средние века Аристотель был канонизирован' схоластической наукой, его называли «предтечей Христа в объяснении! природы». Космогония и физика Аристотеля оказались чрезвычайно удобными для учений богословов. В. И. Ленин говорил об Аристотеле, что.
Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерио. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX века. В Западной Европе университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII—XIII веках появились университеты в Болонье, Мои-пелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке — в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений
Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность уче ния признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Коммея-тарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов—Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать это истиной».
Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, Ибя-Сины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведенной напамять. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, многие комментировали Галена.
В XIII—XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарствоведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находили место и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на воображение или удовлетворяли прихоти богатых классов.
Для медицины средних веков характерны сложные лекарственные прописи. Фармация была непосредственно связана с алхимией. Число частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в Другие страны (Венеция, Нюрнберг), изготовление этих средств производилось публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц.
Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI веке н. э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, следы которых дошли до нас, проводились с XIII века. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание всякому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет. Время от времени некоторым университетам разрешалось производить вскрытие трупов. Медицинский факультет в Мон-пелье в 1376 г. получил разрешение вскрывать трупы казненных; в Венеции в 1368 г. было разрешено производить одно вскрытие в год.'В Праге регулярные вскрытия начались лишь в 1400 г., т. е. через 52 года после открытия университета. Венский университет получил такое разрешение с 1403 г., но за 94 года (с 1404 г. по 1498 г.) там было произведено всего 9 вскрытий. В Грейфсвальдском университете первый человеческий труп был вскрыт спустя 200 лет после организации университета. Вскрытие обычно производил цирюльник. Во время вскрытия профессор-теоретик читал вслух на латинском языке анатомическое сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями.
В 1316 г. Мондино де Луччи составил учебник по анатомии, пытаясь заменить ту часть первой книги «Канона врачебной науки» Ибн-Сины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анатомические познания Мондино черпал из плохого, полного ошибок перевода арабской компиляции сочинения Галена. Более двух веков книга Мондино оставалась учебником по анатомии.
Только в Италии в конце XV— XVI веков вскрытие человеческих трупов в целях преподавания анатомии стало более частым явлением.
Среди средневековых университетов Западной Европы Салернский и Падуанский играли прогрессивную роль и менее других испытывали влияние схоластики-
Уже в древности римская колония Салерно, лежавшая к югу от Неаполя, была известна своим целебным климатом. Приток больных, естественно, привел к сосредоточению здесь врачей. В начале VI века в Салерно проводились собрания для чтения произведений Гиппократа, позднее, в IX веке, в Салерно была создана медицинская школа, прообраз университета, возникшего в XI веке. Преподавателями в Салернской школе были люди разных национальностей. Преподавание заключалось в чтении сочинений греческих и римских, а позднее арабских писателей и в толковании прочитанного. Широкой известностью в средние века в Западной Европе пользовался «Салернский санитарный регламент», популярный сборник правил индивидуальной гигиены, который был составлен в XI веке в стихотворной форме на латинском языке и неоднократно издавался.
Отличавшийся от большинства средневековых университетов Падуанский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей и из Испании от преследовании католической церковной реакции. В XVI в- он стал центром передовой медицины.
Средние века на Западе и на Востоке характеризуются новым явлением, не известным древнему миру в подобных размерах, — крупными эпидемиями. Среди многочисленных эпидемий средних веков особенно тяжелую память о себе оставила «черная смерть» в середине XIV века — чума с присоединением к ней других болезней. Историки на основании данных летописей, церковных записей о погребениях, городских хроник и других Документов утверждают, что многие крупные города опустели. Эти опустошительные эпидемии сопровождались разрухой во всех областях хозяйственной и общественной жизни. Развитию эпидемий способствовал ряд Условий: возникновение и рост городов, отличавшихся скученностью, теснотой и грязью, массовые передвижения огромного количества людей— т.к. называемое великое переселение народов с Востока на Запад, позднее большое военно-колонизационное движение в обратном направлении — так называемые крестовые походы (восемь походов за период с 1096 по '291 г.). Эпидемии средних веков, как и заразные болезни древности, описываются обычно под обобщающим наименованием «мор» loimos (дословно «чума»). Но, судя по сохранившимся описаниям, чумой (мором) называли различные заболевания: чуму, тифы (в первую очеред сыпной), оспу, дизентерию и др.; нередко бывали смешанные эпидемии.
Широкое распространение проказы (под этим названием также скрывался ряд других кожных поражений, в частности сифилис) во время крестовых походов обусловило образование ордена св. Лазаря для призрения прокаженных. Отсюда и убежища для прокаженных получили наименование лазаретов. Наряду с лазаретами возникли убежища и для других заразных больных.
В крупных портовых городах Европы, куда на торговых судах заносились эпидемии (Венеция, Генуя и др.), возникли особые противоэпидемические учреждения и мероприятия: в прямой связи с интересами торговли были созданы карантины (дословно «сорокадневие» — срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов); появились особые портовые надзиратели — «попечители здоровья». Позднее, также в связи с экономическими интересами средневековых городов, появились «городские врачи», или «городские физики», как их называли в ряде европейских стран; врачи эти выполняли в основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов были опубликованы специальные правила — регламенты, имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней; известны лондонские, парижские, нюрнберские правила этого рода.
Для борьбы с широко распространенной в средние века «проказой» были выработаны специальные меры, как то: изоляция «прокаженных» в ряде стран в так называемые лазареты, снабжение «прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком для сигнализации издалека во избежание соприкосновения с ними здоровых. У городских ворот привратники осматривали входящих и задерживали подозрительных на «проказу».
Борьба с заразными болезнями способствовала и проведению некоторых общесанитарных мероприятий—
в первую очередь по обеспечению городов доброкачественной питьевой водой. К числу древнейших в средневековой Европе санитарных сооружений относятся водопроводы древнерусских городов.
Вслед за первыми больницами на Востоке—Кесарии и др. возникли стационары и в Западной Европе. К числу первых больниц, точнее, богаделен, на Западе принадлежали Лионский и Парижский «Отель дье»—дом божий (они были заложены: первый — в VI веке, второй — в VII веке), затем больница Варфоломея в Лондоне (XII век) и др. Чаще всего больницы устраивали пои монастырях.
Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. Врачебная помощь населению наряду с миссионерской и военной деятельностью монахов входила составной частью в комплекс мероприятий, осуществлявшихся католической церковью при завоевании феодалами новых территорий и народов. Орудием католической экспансии наряду с крестом и мечом служили целебные травы. Монахам предписывалось оказывать врачебную помощь населению. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и врачебная 'специализация, хотя среди них, несомненно, были искусные лекари. Монастырские больницы служили практическими школами для врачей-монахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых» и т. п., они тормозили развитие научной медицины.
Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развилась хирургия. Хирургией в средние века занимались не столько врачи, окончившие медицинские факультеты, сколько практики — костоправы и цирюльники. Наиболее полное обобщение опыта средневековой хирургии дал в XVI веке родоначальник хирургии.
Третья стадия феодализма (XVI—XVII века) в Западной Европе была периодом его упадка и разложения, сравнительно быстрого развития товарно-денежного хозяйства и затем зарождения в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя переход к следующей общественно-экономической формации—капитализму.