ВЕДУЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Главная » История медицины » ВЕДУЩЕЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
 

Маркс, Энгельс и Ленин, научно доказав в своих трудах прямую за­висимость состояния здравоохранения от политического строя и произ­водственных отношений, социально обосновали необходимость профилак­тического направления в медицине. Выводы из положений исторического и диалектического материализма позволяют правильно понимать проблему «болезнь и среда» и к понятию «среда» относить не только среду физи­ческую, «о и среду социальную, показывая, что как здоровье, так и бо­лезнь отдельного человека и коллектива находятся в тесной связи с внешней физической и социальной средой. Такое понимание проблемы «болезнь и среда» значительно углубило и расширило содержание про­филактики.

Над решением проблемы профилактики, проблемы сокращения забо­леваемости и укрепления здоровья человека работали лучшие умы чело­вечества еще в глубокой древности, но это носило разрозненный харак­тер, не затрагивало человеческого Общества в целом, ибо его трудящаяся часть оставалась в стороне.

Прогрессивные представители отечественной медицины и естествозна­ния со времен М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, а позднее М. Я. Муд-ров, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, С. П. Боткин, А. А. Остроумов говорили о предупредительной медицине. Не менее важное влияние на идеологические корни профилактики в дореволюционной России оказали революционные демократы. В отличие от теоретиков медицины и клини­цистов других стран наша медицина в лице ее передовых представителей в дореволюционной России стояла на той точке зрения, что все свойства организма, включая даже наследственные, в конечном счете обусловлены влиянием внешней среды. На основе этого представления у врачей уже тогда возникло стремление к профи \актике. Но это передовое решение вопроса об организме и среде не было еще свободно от идеалистических взглядов. Оно говорило лишь о воздействии внешней среды на человека. Это была робкая попытка подойти к мысли о возможности воздействия на природу.

Поэтому в представлении отечественных врачей дореволюционного времени, еще не стоявших на позициях диалектического материализма, профилактика не имела того социального, боевого, наступательного харак­тера, который она получила при советской власти.

Политическая недооценка социально-экономической формации общества, в ко­торой жили трудящиеся города и деревни в дореволюционной России, приводила многих .передовых представителей отече­ственной медицины к реформистскому тол­кованию понятия профилактики. Общест­венно-политические условия капиталисти­ческого строя тормозили осуществление профилактики. Эти условия ограничивали само представление об ее сущности. Пере­довые отечественные врачи выдвигали идеи предупредительной медицины, но про­филактика в их понимании сводилась глав­ным образом к вопросам личной гигиены, к рационализаторским мероприятиям и приноравливалась к потребностям господ­ствующих классов, либо к представлениям о (Воздействии на внешнюю среду, пони­маемую как совокупность физических л биологических условий жизни, не затраги­вала социально-экономических основ обще­ственного строя, не связывалась с корен­ным изменением общественного способа производства, с пролетарской революцией. В прошлом, изучая социально-гигиенические факторы и их влияние на организм человека, даже передо­вые ученые-клиницисты, гигиенисты и д'р. не связывали непосредственно вопросы оздоровления населения с коренным изменением существующего государственного строя.

Исключение составляли лишь врачи-большевики, которые считали, что радикальное осуществление на практике полноценного профилактиче­ского направления в медицине возможно только при свержении царизма и победе социалистической революции. В условиях капиталистического общества нет предпосылок для реализации широких профилактических мероприятий,  охватывающих  массы  трудящихся.

Основной экономический закон капитализма ставит препятствия к осу­ществлению прогрессивных планов и предложений передовых деятелей медицины.

Учение марксизма об обществе, о законах его развития, о развитии социалистического общества, о государстве не только дало социальное обоснование профилактическому направлению в советском здравоохране­нии, но и сделало социально-профилактическое направление ведущим в медицинской науке. Из учения марксизма-ленинизма об охране труда и здоровья вытекает основной принцип советского здравоохранения — принцип профилактики, органически связанный с освободительной борь­бой рабочего класса, порожденный требованиями, вытекающими из задач осуществления социалистической революции. Коммунистическая партия в своей программе и решениях определила содержание профилактики в ус­ловиях социалистического общества. Полноценная и действенная профи­лактика была разработана и научно обоснована лишь после победы Ве­ликой Октябрьской социалистической революции. Профилактика, нераз­дельно связанная с советской медициной, стала одной из функций со­циалистического  строя.

В работе: «Профилактические задачи лечебной помощи» 3. П. Со­ловьев писал: «Переход государственной власти в руки трудя­щихся, организация советской государственности и, в частности, как раз­витие ее, единой советской медицины, создают предпосылки и условия для проведения в жизнь начал профилактической медицины. Основное отличие советской медицины от медицины капиталистических стран за­ключается в том, что последняя не может вступить на путь профилактики, не посягая «а самые основы капиталистического строя; она ограничи­вается так называемыми „общими" мероприятиями и замыкается в узкий круг индивидуальной благотворительности»

В нашем понимании профилактика — многогранный комплекс оздоро­вительных и лечебных мероприятий — в условиях социалистического строя должна не только приспособлять человека к условиям внешней среды, т. е главным образом (Природы, но вместе с социалистическим государством должна стремиться идти по пути изменения природы, приспособляя ее к потребностям человека. Этим индивидуальная личная профилактика не отменяется; она нужна и полезна, но она не должна подменять собой зада­чи оздоровления коллектива в целом. Личная гигиена в широком понимании этого слова (сюда входит и физическая культура) как одно из звеньев общей профилактики должна путем санитарного просвещения всемерно внедряться в условия труда и быта трудящихся.

В понимании советских медиков профилактика охватывает не только острые инфекционные заболевания, но и хронические инфекции, и так на­зываемые социальные болезни (туберкулез и др.), и неинфекционные за­болевания. При таком истолковании профилактики нельзя думать, что про­ведение профилактических мероприятий составляет задачу только для санитарных врачей и эпидемиологов. В разработке профилактических ме­роприятий и их проведении должны активно участвовать и врачи лечебных специальностей. Такой подход потребовал существенных изменений в подготовке будущих врачей. Были внесены значительные изменения в учеб­ные планы высших медицинских учебных заведений.

В 1924 г. Н. А. Семашко на V Всероссийском съезде здравотделов говорил: «Место врача-ремесленника, умеющего орудовать только моло­точком, займет врач с широким социальным кругозором, умеющий в каж­дом больном находить социально-этиологические моменты, участник со­циальной  терапии».

Профилактическое направление лечебной медицины означало, по вы­ражению Н. А. Семашко, «революцию не только в медицинской практике, но и в системе медицинского образования и в научно-исследовательской работе».

Профилактическое направление потребовало строго научного мате­риалистического обоснования причин возникновения болезней, основан­ного на законах диалектического развития процессов, происходящих в здоровом и больном организме, во всей сложности взаимодействия его с конкретными условиями трудовой и бытовой обстановки.

В советской медицинской науке выявился огромный интерес к изу­чению вредных влияний внешней среды, этиологического значения усло­вий труда и быта в возникновении и течении болезней. Много исследо­ваний было посвящено изучению социального фактора в развитии забо­леваний и их исходов. Это способствовало и соответствовало изменениям системы медицинской работы, в основу которой было положено единство санитарных  задач Н. А. Семашко отмечал:  «Нельзя оказать, что    путь    профилактики у нас был усыпан розами. Прихо­дится то и дело   сталкиваться   с непониманиями, со старыми    зак­васками,   с     предубеждениями». Некоторые врачи не поняли новых условий и требований,   поставлен­ных    перед    медициной    Великой Октябрьской        социалистической революцией. Созданные революци­ей  благоприятные  предпосылки   и условия далеко не  в  одинаковой мере использованы и используются до сих пор для проведения широ­ких  профилактических   мероприя­тий. Больше всего в этом отноше­ния сделано    в    области    охраны здоровья детского населения.

В СССР и странах социали­стического лагеря, ликвидировав­ших эксплуатацию человека чело­веком, профилактика является претворением в жизнь идей социа­листического гуманизма и прояв­лением действия основного эконо­мического закона социализма, нап­равленного на максимальное удов­летворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей людей, на непрерывное увеличение потенциала здоровья населения.

В свете учения классиков марксизма-ленинизма медицина социали­стического общества подходит к разрешению узловых вопросов теории медицины: учению о единстве и взаимодействии среды и организма, о ведущей роли нервной системы в организме, о соотношении социаль­ного и биологического в болезни, о социальном понимании болезни, о влиянии болезни на трудоспособность человека, о победе над болез­нями ча основе преобразования среды.

Работники медицины СССР провели и проводят большую идеологи­ческую борьбу против вредного влияния буржуазной медицинской науки и философии. Различные варианты теоретических извращений в области медицины находили, особенно в годы новой экономической политики, отклик среди неустойчивых в идеологическом отношении ученых и вра­чей. Некоторая часть врачей, не овладевших подлинной методологией марксизма-ленинизма, оказалась в плену идеалистических и механистиче­ских концепций. Овладение методологией марксизма-ленинизма передо­выми представителями медицины в СССР способствовало преодолению этих реакционных и метафизических взглядов и теорий, оставшихся в наследие от прошлого или порожденных влиянием буржуазных концеп­ции и представлений. Передовые представители медицины СССР на раз­ных этапах активно боролись против механицизма, меньшевистствующего идеализма, вирховианетва, вейсманизма, евгеники, педологии, фрейдизма,

Научная борьба в области медицины и сопредельных с ней отраслей естествознания велась с приверженцами учений, общей основой которых были положения о роковой, фатальной неизбежности судьбы людей, их здоровья, болезней, психического состояния, предопределенных биологи­ческими, главным образом наследственными, факторами. Борьба приобре­тала тем большую остроту, что ошибочные теоретические установки при­водили врачей к неправильным практическим выводам и действиям. Подобные взгляды были обращены против профилактики и ее активного осуществления в СССР, поскольку все они игнорировали первостепенную роль внешней физической и особенно социальной среды в возникновении болезней, а также значение преобразования и оздоровления среды для предотвращения болезней. Вред лженаучных теорий заключался в том, что они разоружали работников медицинской науки и практики в борьбе за внедрение принципов профилактики в лечебное дело, порождали у вра­ча фатализм. Пропагандируя бессилие науки, невозможность борьбы с массовой патологией путем широких профилактических мероприятии, эти реакционные теории мешали развитию социалистического здравоох­ранения «  советской  медицинской  науки.

Материалистическая философия, последовательное приложение исто­рического и диалектического материализма к анализу биологических и ме­дицинских проблем, активная помощь и указания Коммунистической пар­тии помогли и помогают советским ученым и врачам! разоблачить и побо­роть идеологические извращения и буржуазные влияния в медицине. Медицина, основывающаяся только на анатомии, физиологии, химии и био­логии, не видит путей к изучению вредностей социальной среды и, что самое главное, к устранению этих вредностей посредством преобразования социальной среды. Болезнь представляет собой сложную реакцию, возни­кающую в результате взаимоотношений организма и среды. Болезнь не мо­жет быть местной. Она всегда является выражением общей реакции орга­низма, которая сопровождается развитием патологических процессов, представляющих собой местное проявление этой общей реакции ор­ганизма.

3. П. Соловьев в 1924 г. в докладе на тему: «Каких врачей должна готовить высшая медицинская школа» прекрасно изложил те требова­ния, которым должен удовлетворять советский врач. «От каждого врача, а следовательно, и от школы, его подготовляющей, мы требуем и будем требовать понимания, что человек — это не только биологическое суще­ство, но существо, которое живет в особых условиях, отличных от усло­вий жизни животных,— существо общественное. Медицинская школа должна поэтому установить стык между биологией и социальными нау­ками. Из школы будущий врач должен выйти умеющим научно-материа­листически, марксистски мыслить и правильно понимать социальные за­кономерности, действующие в человеческом обществе. Но этого еще недо­статочно. Нам важно иметь врача — практического деятеля, который в состоянии брать больного и окружающую его среду в качестве объекта для организованного воздействия... Отсюда вытекает необходимость для будущего врача усвоить организационные формы и предпосылки для такого изменения среды».